Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Медея" (Италия-Франция-ФРГ, 1970)

Режиссер и автор сценария -
Пьер Паоло Пазолини

В ролях -
Мария Каллас, Массимо Джиротти, Лоран Терзиефф, Джузеппе Джентиле



Ссылки
 OZON
 IMdB
 Quo Vadis? The Cinema and Fate of Pier Paolo Pasolini


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 7

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8

 

Сняв "Медею", Пазолини окончательно подтвердил, что является самым жестоким кинорежиссером мира (но на этом не остановился). Тарантино, по сравнению с ним, пацан, рисующий страшилки. Фильм начинается с предолгой сцены какой-то ритуальной казни и жертвоприношения, полуканнибалистских каких-то, с тщательной разделкой тела - для обильного урожая, что ли. Такое впечатление, что дело происходит в Африке. Но физиономии - итальянские, типично пазолиниевские физиономии.

Первая фраза вообще будет произнесена на 15-й минуте. Рубят и таскают кровавую кашу по полю… Но и потом разговорчивей не стали. Одну фразу от другой отделяют 8-10 минут. А на первый диалог расщедрятся лишь к исходу первого часа - слов, то есть, добавят, а паузы останутся той же длительности. Как и между садистскими сценами: опять будут расчленять, гореть живьем, падать с огромной высоты…

Буду честен - терпеть не могу исторических фильмов, особенно "пеплумы". Такое впечатление, что сидишь на уроке, а учитель долдонит о чем-то скучном. Всем скучно, кроме него самого. Да еще в раж входит - брови вздымает, руками потрясает, вот уже громовой голос изображать начал… - и не понимает, насколько смешно выглядит. Снимать историческое кино - редкий дар. Им владели некоторые представители советского "поэтического кино" в 60-х - Абуладзе и Параджанов. Тарковский владел. И Пазолини. Всех уж нет…

Чтобы смотреть "Медею" и понять о чем речь, нужно хотя бы в общих чертах знать мифологию (я в том смысле, поймите правильно, что нынешняя молодежь ни фига, ни фигушеньки не знает) - автор и не собирался подробно излагать сюжет, прорисовывать связи, мотивацию, хронологию. (Но одновременно нужно быть готовым к пазолиниевскому ревизионизму: так, "Арго" у него - слегка усовершенствованный плот, аргонавты - банда мародеров.) Вот в этом, наверное, и секрет - стараясь соблюсти точность повествования, "пеплушники" полностью забывают о точности жизни, о дыхании реальности. Не знаю, чем добивался аутентичности Тарковский, но вот Параджанов и Пазолини были хорошо вооружены своей страстью к этнографии. Документальных фильмов, снятых в самых диковинных местах, у Пазолини немногим меньше художественных. Два из них - непосредственно перед "Медеей". Можно захлебываясь, подобно голливудцу в третьем поколении, рассказывать как они с каким-нибудь полоумным кутюрье трое суток придумывали костюмы и грим, и снять инфантильного "13 воина". А можно - вот тут, рядом, два часа лету - доподлинно изучить дух жизни народа, находящегося на соответствующем уровне развития. Может на самом деле все было не совсем так. Но не сомневаюсь, что все эти наряды, мелодии, описания ритуалов режиссер привез из своих экспедиций. Важно, что они настоящие, порождены теми же причинами и условиями, от них словно исходят флюиды реальной традиции и мистическим образом пронизывают атмосферу фильма.

Пазолини и монтировал свой шедевр так, чтобы возникло ощущение не просто документальной съемки, но спонтанного нажатия на кнопку туристской камеры - там клок, тут фрагмент, все ошеломляющее, но все подлинное. Этот метод присущ всем работам режиссера, но его конгениальность понятна лишь тогда, когда речь идет об эпохах, оставивших после себя мало свидетельств.

Столь же конгениальным был выбор исполнительницы заглавной роли - величайшей певицы всех времен (и не переубеждайте!), греческой красавицы Марии Каллас. Уникальное лицо! Пол-оборота - и оно самое прекрасное, еще пол-оборота - и уже самое нелепое. Ее искусство находится на таком же удалении от привычных форм кино, как и то, что делал Пазолини - и драматический дар здесь был не важен. Здесь все стоит друг друга и, кажется, именно таким все когда-то было (если было).

Каллас посчастливилось работать с Пазолини и Висконти. С последним - в театре, но запечатлено на пленку. Можно, конечно, сказать, что это им повезло. Но главное - облик великой артистки оказался зафиксированным на что-то более-менее долговечное. И хотя бы по этой причине "Медею" хочется смотреть.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования