Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Мужское и женское/Masculin, feminin
(Франция-Швеция, 1966)

Режиссер и автор сценария -
Жан-Люк Годар

В ролях -
Жан-Пьер Лео, Шанталь Гойя, Катрин-Изабель Дюпор, Марлен Жобер, Мишель Дебор



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 e-reference.ru
 To, For and Against: Jean-Luc Godard
 Kinomania.Ru


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Я много лет думал - почему Франсуа Трюффо, хотя он и представлял "новую волну", снимал весьма консервативно, буржуазно, а "Украденные поцелуи" (1968), едва ли не единственный, получился у него вот именно "нововолновый", искрометный, динамичный?

Лишь посмотрев годаровский "Мужское и женское", понял (возможно) причину подобного прорыва у Трюффо. История представляется так: в 1959-м Трюффо снимает историю о подростках "400 ударов". Которая неуемному Годару кажется незавершенной, что ли, требующей продолжения. В 1966-м он снимет "Мужское и женское" - о повзрослевшем герое как бы "400 ударов". Трюффо "давит жаба" и он в 68-м ставит натуральное продолжение собственного фильма, породив цикл об Антуане Дуанеле. (То, что это не простые домыслы, свидетельствует хотя бы тот фрагмент из Годара, где его герой из озорства представился фамилией Дуанель). Трюффо не то чтобы спер наработки Годара, а словно заразился его темпераментом, его азартом - идея о продолжении у него может и была, а воли - увы. Годар подстегнул коллегу...

Помимо общего лица Жан-Пьера Лео, канва обоих фильмов поразительно похожа. Юнец возвращается из армии и пытается устроить свою личную жизнь и карьеру. Структурно эти работы также похожи - случайный набор дурацких историй, случившихся с персонажами - амурных и профессиональных. Только у Годара, как всегда, они более вербализованы, а у Трюффо - визуализированы. Последний потому и скучнее в целом - он традиционен и всегда тяготел к "папиному кино", к общепринятой "картинке".

А возможно, что Годар давно знал об этой тяге друга и единомышленника, и с упреждением обработал идею в том духе, который декларировало их движение. Посему совсем неслучаен подзаголовок фильма - "15 точных фактов". "Новая волна" была именно кинематографом факта, реальности, злободневности. И нечего переводить отличные идеи на "типичный французский продукт".

Да еще и после перечня студий, работавших над лентой, Годар вставляет: "... показывают одну из 121 французских картин, которых делают не более 3-4" (в смысле - в год). Вроде бы несуразица, но режиссер позже растолкует. Его герои пойдут в кинотеатр, где на экране фильм как фильм - мужик за бабой по комнате гоняется, любви требует, но изъясняются тамошние киногерои как обезьяны или глухонемые ("гыр-р-р", "хэх" и пр.). Вот это, по мысли Годара, остаток из 117-118 французских фильмов - обезьяны в костюмах. Или без оных.

Можно также предположить, что Трюффо попытался позже отомстить. В "Мужском и женском" мелькнет фраза "невеста в черном". В том же 68-м, непосредственно перед "Украденными поцелуями", Трюффо выпустил на экран "Новобрачная была в черном". А может, просто совпадение...

А еще это очень напоминает фильмы "Догмы". Изрядная часть фильма снята ручной камерой. И совершенно по-догмовски суть проекта очень умело растворена, замаскирована самой обычной повседневностью, самыми тривиальными разговорами. В этой обильной болтовне нужно отыскивать немногие фразы, передающие основной замысел. Только у Годара хитрее и сложнее - не только фразы, но и кадры, снятые то ручной, то стационарной камерой.

Кроме вышеприведенной попытки передать сюжет ("набор дурацких историй"), добавить-то почти и нечего. Париж, 1965 год, двое приятелей-марксистов осуществляют какую-то бурную "революционную" деятельность и одновременно озабочены половым вопросом. Причем, ищут они не "боевых подруг", не единомышленниц, а - "нежности". Оба их увлечения существуют автономно, независимо. Ясное дело, влюблены они совершенно не в тех, в кого следовало бы - зритель ясно видит, что вот, рядом ходит их идеальная пара, а в жизни все как-то... неуклюже. Ну и морочат головы, издеваются, мучают друг друга. Годар, кстати, совершенно не педалировал здесь свою страсть к обличению женской природы. Так, лишь небольшой штришок в финале. Герой Лео получил наследство, купил квартиру, явно хотел спокойной семейной жизни. А его возлюбленная зачем-то подругу в новую квартиру жить тащит (эдакий пережиток хиппи), хотя уже беременна. Герой в результате несчастного случая гибнет (это нам по годаровской привычке рассказывают, а не показывают), а бабы невозмутимо обсуждают - не приладить ли карниз для гардин. Механизмы, мол, а не люди - штришок, не более. Жизнь оказалась короткой, а на что потратил?

Завершается фильм титром, второй половиной названия: "Женское" - "Feminin", Четыре буквы в середине исчезают и остается "Fin", "Конец". А уж как этот концептуализм понимать - судите сами.

P.S. А вот Трюффо своему Дуанелю умереть не позволил ради философского постулата...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Удивляет простота автора сайта. Какая еще жаба? Годар и Трюффо были друзьями. Фамилия Дуанель не из озорства, а из признания того факта, что кино это и есть жизнь. Годар был синефилом, и подобная киноцитата для него так же естественна, как рассуждения Delphine Seyrig в "Украденных поцелуях" об Анриетте де Морсофф, которую она до зтого сыграла. Но замечание относительно динамичности "Baisers voles" абсолютно точное. Я сам вдруг это понял. Это даже не динамичность, а какая-то сочность, утренняя свежесть, наглый оптимизм. Хотя далее автор опять высказывает бесдоказательное и на мой взгляд ложное утверждение: вербальное интереснее визульного. Да с чего вы это взяли? К тому же Годар, как и все великое в кино - это картинка
webstars@mail.ru

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования