Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Макаров" (Россия, 1993)

Режиссер -
Владимир Хотиненко

В ролях -
Сергей Маковецкий, Елена Майорова, Владимир Ильин, Ирина Метлицкая, Сергей Паршин



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 Podsolnuh.Ru
 FILM.RU: Владимир Хотиненко
 Свердловская киностудия: Владимир Хотиненко


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 6

Актерская игра - 7

 

Иначе как русским "Заводным апельсином" я этот продукт назвать не могу. Или - более высокопарно - "сага о насилии". Претенциозная, манерно-интеллигентная, но все же…

Если кто-то читал советские киножурналы конца 80-х - начала 90-х - "Искусство кино", "Киноведческие записки", даже старый добрый "Советский экран" тогда дрогнул - тот легко заметит, что фильм идеально поместился в параметры тогдашних искусствоведческих увлечений: постмодернизм, психоанализ, структурная лингвистика и другие, оторванные от реальности вещи. То есть, произошло всеобщее умопомрачение: искусствоведение стало первичным, а искусство вторичным и угождало ему (куда уж там говорить о бытие)…

Сходство с "Апельсином" здесь не только в прощупывании "по косточкам" плохо предсказуемой и мало контролируемой природы насилия, но и в формально-декоративном обрамлении темы, в достижении предельного контраста - боль, кровь и высокий стиль. В "Апельсине" - Бетховен, Библия, авангардистские прибамбасы и дизайн, один из ключевых персонажей - писатель. Герой "Макарова" - Александр Сергеевич Макаров - уж сам поэт и живет просто в культурологической стране чудес. Жена - Наталья, сын - Ося (поздно заговоривший, он разразился не "мама" или "дай", а, понимаешь, "Мне на плечи бросается век-волкодав"), друг - Цветаев, министр - Шаляпин, и т.д. без конца. Это - постмодернизм.

Возвращаясь поздновато со своего творческого вечера (где городской меценат сунул ему украдкой конверт), поэт Макаров прикупил пистолет "Макаров" - аккурат уложившись в меценатскую помощь. Оно, может, шаг и не совсем объяснимый - но вскоре выяснится, что мямлю-интеллигента частенько колотит всякая урла и шантрапа. (Маковецкий умеет сделать поразительно безвольное лицо, что - ни для кого не секрет - публику определенного сорта "вдохновляет". Такую публику, я согласен, мочить нужно непременно и без раздумий.) Поместив "ствол" в сливной бачок, поэт уже почувствовал себя … ну, ладно, мужчиной. Стал покрикивать на жену, сюсюкающую эстетку, по улицам с достоинством хаживать начал, даже у нормальных женщин нашел отклик (а те аж в конвульсиях при виде его пистолета заходятся). Это - психоанализ.

Но всякий психологический процесс, утверждает автор, имеет и обратную сторону. У поэта форменным образом поехала крыша. Он и смел, и боится (Уголовного Кодекса - как минимум). И решителен, и сомневается. Творческий кризис грянул, семейный, социальный… Да еще пистолет "начал жить" собственной жизнью - как автомобиль у Стивена Кинга - т.е. крыша у Макарова совсем завалилась. Это - все остальные модные "измы". Причем, чем ближе к финалу, тем символика и жанровая эклектика становится у Хотиненко все гуще - будто стремился всю годовую подшивку в 95 минут уложить…

Макаров-пистолет, по сути, никому зла не причинил, не выстрелил. Но его вид, наличие подвигли Макарова-хозяина и окружающих на большую разрушительную деятельность, вплоть до саморазрушения. Такова, надо понимать, главная мысль автора.

Хотя и "Апельсин", о чем я писал в соответствующем месте, мало что предлагает позитивного и рационального, но "Макаров" предлагает и того меньше. Наверное, не случайно автор определил поэту в друзья опытного офицера Цветаева, ветерана Афганистана - а в сущности тюфяка и добряка, что Мандельштама чешет почище заправских интеллектуалов. Альтернатива, надо понимать, тем самым предлагается - вот, мол, хоть все время с оружием, а духовно богат, защищен от соблазнов и влияний. Но по мне - это сказочный персонаж, это - вот именно - искусствоведческий, кабинетный дискурс. А ведь замахивались на разговор о реальном зле. Тут невольно признаешь, что в фильмах со Сталлоне здравомыслия и честности поболее будет.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования