Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Дневник горничной" (Франция-Италия, 1964)

Режиссер -
Луис Бунюэль

В ролях -
Жанна Моро, Жорж Жере, Мишель Пикколи, Франсуаза Люгань, Даниэль Ивернель, Мюни



Ссылки
 IMdB
 ОZON
 ВидеоГид


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Я, к моему глубокому огорчению (и даже позору), практически не видел фильмов Бунюэля "мексиканского" периода - где, по идее, убежденному сюрреалисту не было никакой возможности развернуться. Могу сравнить разве что со "Смертью в этом саду" (1956). Типичная приключенческая лента - о том, как уцелевшие пассажиры рухнувшего посреди джунглей самолета выбирались к цивилизации - была цветной. А вот более поздний "Дневник…", полностью сделанный в Европе - черно-белым. Продюсерское чутье безошибочно.

Невзирая на то, что в обоих работах нет ни проблеска авангардизма, ни единой попытки препарировать реальность, "Смерть…" можно приписать кому угодно, а вот "Дневник…" - сугубо бунюэлевский фильм, образец коронного стиля.

По сути, это детектив, экранизация романа Октава Мирбо. Но Бунюэль из того поколения, на которое слово "кино" действовало магически, еще было чем-то из ряда вон выходящим, сохраняло очарование первой влюбленности. А сейчас работают прагматично, с калькулятором, это уже брак, а не любовь - осталось только хозяйство, а при упоминании о чувствах могут и рассмеяться в ответ. Между тем, у каждого особого искусства (а не только жанра) важна собственная неповторимая атмосфера, парадигма, фон.

Здесь Бунюэль, не применив ни единой коронной штучки, полностью сохранил коронный фон (вплоть до того, что участвуют кочевавшие из фильма в фильм "европейского" периода актеры-талисманы - Мишель Пикколи и Мюни).

Прежде всего это достигается… ну что ли дифференциацией персонажей - они все и всегда у Бунюэля со странностями. Необычными, но хорошо известными, допустим, по книгам. В результате каждый не просто экранный образ, а характер, натура. Тем самым достигается и особенно плотная драматургическая интрига - кто же из них и какого выбросит фортеля?

Хотя формально это особенности сатирического произведения, но Бунюэль сатиру не снимал, нет… Это история об убийстве и поиске путей наказать убийцу - во что бы то ни стало, самыми нечестными и противозаконными способами. Речь может идти лишь о некоторых приемах сатирического жанра, штрихах. И это тоже свойство бунюэлевского стиля, фона - смесь трагики и сатиры, как сахар в острый соус…

Ну и главное - у Бунюэля нет добра и зла. Он ни в коем случае не диалектик, он - суровый реалист во взглядах на жизнь и людей. Ну, наказали убийцу - с помощью изощренной цепочки лжи и подтасовок. Но, размышляет автор, на дворе-то 30-е, к власти приходят фашисты, и убийцу - как "патриота" - тут же оправдают и выпустят на свободу. Умножив обманы и несправедливости, ничего не добилась горничная-идеалистка. Да и сама лицемерка и конформистка под стать окружающим, неизвестно еще чего вытворит со временем - поскольку тоже не без странностей, да еще умна, утончена, расчетлива - в отличие от порывистых соседей-провинциалов…

По большому счету, конечно, душа противится бунюэлевскому релятивизму, но в глубине той же души каждый раз с ним соглашаешься. Трудно не согласиться…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования