Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Дитя Макона/The Baby Of Macon
(Великобритания-Франция-Бельгия-ФРГ, 1993)

Режиссер и автор сценария -
Питер Гринуэй

В ролях -
Джулия Ормонд, Рейф Файнз, Филип Стоун, Джонатан Лейси, Дон Хендерсон



Ссылки
 IMdB
 Movies.com
 ВидеоГид
 OZON
 Peter Greenaway Official Site
 Undefinitive Julia Ormond
 Ralph Fiennes Interactive Fan Site


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 10

Зрелищность - 10

Актерская игра - 9

 

В данном случае испытываешь полную беспомощность. Словами, буквами можно передать лишь сотую часть того, что создал Гринуэй. Это настолько замкнутый на себе самом шедевр киноискусства, что размахивание руками и выпучивание глаз даст намного больше, чем любые слова.

Сюжет основан на реальных событиях из любимого Гринуэем Средневековья. В фильме они трактуются так. В период серьезного социального кризиса, когда даже перестали рожать и люди, и животные (у Гринуэя какая-то мистическая совпадаемость с нашей, теперь уже эсэнгэшной жизнью), престарелая простолюдинка неожиданно производит на свет здоровенького, всем на зависть мальчика. Это воспринимается как добрый знак и вокруг ребенка устраивается истеричный культ.

Необычные обстоятельства его рождения все только усугубляют. Такая старая женщина может родить только ублюдка! И одна из взрослых сестер младенца объявляет матерью себя, да еще кощунствуя - мол, она непорочна, как Дева Мария. (Бесконечные проверки девственности способны оттолкнуть добрую половину аудитории. И если бы только это…) И дело ставится на конвейер - благословения, пророчества, знамения…

Церковь сомневается и негодует. Но лишь из меркантильных соображений. Когда ей удается получить монополию на ребенка, бизнес приобретает невиданный размах - сопли с аукциона пускают! (Но что-то во всем этом было - кризис минует, все рожает и плодоносит.) Сестра, разумеется, обижена и вскоре ребенок гибнет. (А вот сцена умервщления - в отместку - девственницы, каковых по тогдашним законам казнить было нельзя, напротив, способна привлечь к фильму внимание намного большего числа зрителей, нежели потерянные на ранних стадиях из-за перебора физиологизма и натурализма).

Ребенок, по-моему, был канонизирован в реальной жизни.

Только спустя некоторое время задаешься вопросом - а ради чего все это снималось? У произведения искусства должен быть, грубо говоря, воспитательный момент, идея, нравственный посыл. Здесь ничего этого нет. Только умопомрачительное визуальное буйство. Во время просмотра никакими вопросами не задаешься и вообще не думаешь.

Гринуэй согнал на съемочную площадку невероятное количество народу и животных, умудрился затронуть по ходу действия все, даже самые интимные сферы бытия. Снимая исключительно общим планом, режиссер все равно испытывает недостаток в съемочном пространстве, чтобы вместить желаемое. То и дело нужно прибегать к декорациям на колесиках - убирая временно ненужное и добавляя временно необходимое.

Жестокий формальный эксперимент над зрителем лишь слегка смягчен тем, что на самом деле перед нами театральное представление, данное не так уж много времени спустя после показанных событий - о чем свидетельствуют костюмы открывшегося в финале зала. На искусственный характер зрелища намекается, впрочем, с самого начала. Актеры как бы под нос сетуют, что им досталась не та роль, а эта и пр. Ближе к концу мозги просто не справляются с подобной двойственностью - под видом гениального перевоплощения актеры, исполняющие роли гвардейцев, в самом деле насилуют "всем полком" актрису, до смерти. И никто на экране не шокирован: "Она сама выбрала эту роль".

И вот тут, возможно, скрыта мораль, очень умело скрыта. Поколение актеров и зрителей уже другое, более современное и цивилизованное. А ничего не изменилось. Им свойственны все те же жадность, кровожадность и - так сказать - мракобесие. И если в финале отодвигать камеру все дальше и дальше, вслед за зрителями XVIII, XIX веков появится и публика ХХ. А чего? Смотрели фильм Гринуэя? Смотрели. Восхищаемся? До неприличия. И ни за что не поверю, что только я один был зачарован голой, невыносимо прекрасной Джулией Ормонд, окровавленной с ног до головы и выброшенной к рампе. Это очень подлый трюк со стороны Гринуэя...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Да, признаюсь, я тоже была зачарована голым, окровавленным (и все-таки невыносимо прекрасным!) куском плоти, в который в конце концов превратилась Джулия Ормонд. Но по-моему, у этого произведения искусства все же есть морально-нравственный посыл. Стадное чувство и толпа (религиозных ли фанатиков, зрителей ли в театре, актеров ли в массовке) - страшная штука, когда выходит из под контроля творца. Очень сильный фильм. О гринуэевском видеоряде я уж не буду распространяться - вы про это хорошо написали

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования