Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Сказки туманной луны после дождя" (Япония, 1953)

Режиссер -
Кендзи Мидзогути

В ролях -
Мачико Кио, Мицуко Мито, Кинуе Танака, Масаюки Мори, Сакае Одзава



Ссылки
 IMdB
 e-Reference.Ru
 ВидеоГид


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

 

Мидзогути - это уже не просто алфавит кинематографа, как Ясудзиро Одзу, но нечто мифологическое, наподобие Орфея - произведения есть, а был ли реальный человек, никто сказать точно не может. (Хотя разница в датах рождения и дебюта между Мидзогути и Одзу всего в пять лет.)

Я, возможно, передаю свои глубоко субъективные впечатления, но они неотвязны. Внешне, эстетически фильмы Мидзогути и Одзу (а также Кането Синдо и, отчасти, Куросавы) - "поколенческие", совпадают по духу и характеру. Но при этом Мидзогути хочется отнести к эпохе немого, грубо говоря - примитивного кино, а прочих - уже к эпохе звука, технической изощренности, принципиально нового подхода к актерской игре. Как относят Чаплина - ведь доказал, что может работать и со звуком, и с цветом, и со звездами. Но никто и никогда не назовет его автором "Короля в Нью-Йорке" или "Графини из Гонконга", а будут вспоминать придурка в штанах не по размеру… Мидзогути достаточно было снять только "Сказки…", чтобы доказать свою полную состоятельность как современного кинематографиста, а все равно - миф!

Во всем этом есть часть проблематики расизма. Вплоть доныне работающих Осимы и Имамуры, мы воспринимаем японцев как японцев, как экзотику. Пришел конкистадор и размышляет - чтобы эдакого необычного увезти домой. А вот Мидзогути - только как режиссера. Он с самого начала был постановщиком европейского, так сказать, формата. Соответственно, как к своему и относишься, в свою систему координат помещаешь.

Почему именно к немому кино? Там (невольно) происходит концентрация на движении, жесте, картинке, красивостях. С появлением звука появилась дополнительная возможность обогатить сюжет, историю. Но в подавляющем большинстве за нее ухватились не как за ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ возможность, а как за способную самостоятельно передать мысль автора. Кино утратило больше, нежели приобрело. Не так уж и скоро начали ощущать эту потерю - процесс возврата к пропущенной "золотой середине" шел медленно. И в массовом порядке завершился, пожалуй, лишь в 80-е. А некоторые и до сих не раскаялись - мой любимый Жан-Люк Годар, похоже, никогда не избавится от завороженности словом. Ну так вот - поскольку до массового феномена второй picture-волны в то время было еще далеко, Мидзогути и относишь - по принципу подобия - к первой волне, к немому кинематографу.

Как это ни парадоксально прозвучит, но японское кино, со всем штампованным набором характеристик - многозначность, многозначительность, многослойность - отличается еще и типовой прямолинейностью. Неважно, какую задачу ставит автор - рассказать притчу о преданности, показать штурм средневекового замка или проследить трансформацию чувств в их противоположность - он будет прямо и упрямо двигаться к цели, отмахиваясь нунчаками, ежели его пытаться отклонить с пути. Ничего подобного у Мидзогути! Он именно в европейской манере создает густое драматургическое пространство, где невозможно отличить главное от второстепенного, суть от выразительного штриха. Я с первых кадров начал классифицировать "Сказки…" - ага, притча о жадности! Проходит время: не-е, ни фига не притча, тут какая-то образцово-показательная демонология. Ну и так далее…

О фильме-то я, собственно, ничего и не сказал. Но пусть интрига сохранится. Разве что в двух словах: XVI век, все ждут начала очередной войны, а в это время в одной деревушке гончар лепит свои горшки…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования