Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Любовники" (Франция, 1958)

Режиссер -
Луи Малль

В ролях -
Жанна Моро, Ален Кюни, Жан-Марк Бори, Жюдит Магр


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

Не фильм, а неизвестное стихотворение Верлена. Добрая его треть - блуждание возлюбленных, не совсем уж и молодых, по ночным ландшафтам. Журчание воды на мельнице, безвольное скольжение лодки, предутренний туман - мистика первого порыва чувства. Практически нет слов, нет воли влиять на происходящее, воистину: "…на колени пасть// И слушать, как грядет - неотвратимо - Страсть". Не знаю ничего равного в мировом кино по силе и адекватности воспроизведения незримых движений души!

И одновременно, хотя это прозвучит как снижение образа, просто матрица для появившейся 15 лет спустя киносерии об Эммануэли. Подруги, буквально силком толкающие на путь супружеской измены; игроки в поло, как воплощение соблазна; магия исполнительницы главной роли, на которой единственно и держится вся нестойкая конструкция…

Повторю то, что писал в "Ущербе" - есть столпы "авторского" кино, а Луи Малль - мэтр "безавторского" (Голливуд в этом отношении - внеавторское). В его фильмографии нельзя найти двух фильмов, у которых было бы что-то общее. И в каждом по отдельности - ни намека на собственно авторское мнение, отношение по поводу снятого. (Лишь в начале 70-х режиссер попытался затронуть тему "Политика и нравственность" - и ему это дорого обошлось. Ему стало весьма сложно работать во Франции. Пока, уже во второй половине 80-х, он не предложит противоположную трактовку той же темы. Речь - о фильмах "Лакомб Люсьен" и "До свиданья, мальчики".)

Но вернемся к Жанне Моро. Наверняка именно эта ее роль спровоцировала появление три года спустя "Ночи" Антониони. Бесцельные блуждания впотьмах не очень красивой, но дьявольски обаятельной женщины - идеальной с первого взгляда жены, но не могущей быть даже женой просто хорошей.

Вообще, чтобы снимать такие фильмы, нужно любить женщин до полоумия. Есть подводное течение Годара-Бунюэля-Куросавы - не то чтобы женоненавистническое, но твердо фиксирующее первородное проклятие женщины, и ни в коем случае не позволяющее себе соблазниться вторично. А есть иное, здесь особенно усердствовал Бергман - пытаться даже не понять, а стать на позицию женщины, посмотреть ее глазами, так что проблема автоматически исчезает - чудовище не осознает, что оно чудовище.

Муж Жанны (героиню зовут так же, как актрису, что, возможно, на что-то намекает) - заядлый трудяга, достойно содержащий дом, жену и детей. Она - просто образчик женской психологии: желает неостановимо потреблять, но одновременно недовольна, что муж, вкалывающий ради ее потребления, "редко бывает с ней". Заводит любовника, убеждая себя, что муж изменяет, но так и не найдя тому доказательств. А потом и вовсе садится в случайную машину и даже, по-моему, не разглядев хорошо доброго "левака", с головой окунается в пучину "новой любви". Бросив и мужа и любовника, и даже не взглянув на прощание на детей. Сука. Типичная, широко распространенная сука.

Но как это снято Маллем! Как порнография. В которой никакие психологические мотивации не волнуют, даже смешно, если бы волновали. Завораживающая мистерия двух красивых животных. Безликих страстных животных. Условных животных в условной страсти, но красивых и завораживающих. И зритель, соответственно, реагирует не так, как должно было бы реагировать.

Только дня через два вспомнишь и подумаешь: "Сука!".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования