Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Леопард/ Il gattopardo (Италия-Франция, 1963)

Режиссер -
Лукино Висконти

Композитор -
Нино Рота

В ролях -
Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудиа Кардинале, Паоло Стоппа, Рина Морелли, Серж Реджани



Ссылки
 IMdB
 Classic Movies
 ВидеоГид
 OZON
 Unofficial Visconti
 Actor Profile:Burt Lancaster

 Alain Delon - A Tribute


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

Висконти был аристократом, представителем древнего рода. И это очень рано проявилось в его фильмах - как он ни заигрывай с неореализмом и Достоевским.

Он просто и буквально любуется своими офицерами, дворянами, монархами. Конечно, маэстро умел изображать любовь (или хотя бы симпатию) к любому из своих персонажей - но это любовь именно к своему детищу, образу в изолированном мире художественного произведения. Когда речь идет о широкой панораме жизни, подобно "Леопарду", его "классовые" предпочтения сразу становятся ясны. Можно возразить, что Висконти искал и творил аристократов духа... Безусловно! Но искал он их исключительно среди аристократов крови, лаская взором даже "отбракованных" породистых мерзавцев. Прочие могли удостоиться жалостливой улыбки, леденца даже мог дать синьор Лукино - но на большее рассчитывать глупо...

"Семейный портрет в интерьере" не в счет. Это вовсе не прозрение, не исключение, а просто подарок, сделанный любимцу, низкородному Хельмуту Бергеру. Который, кстати, с плебейским садистским наслаждением взорвал замок, завещанный ему маэстро после смерти. Эдакая месть за лицемерие, за снисходительность, за плотское плебейство старшего друга. В "Леопарде" же мы имеем дело с мировоззрением режиссера в чистом виде.

Эту работу я отношу к лучшим у режиссера. "Смерть в Венеции", конечно, вне конкуренции, но "Леопард" - бесспорно - второй. Хотя относятся они к разным направлениям его творчества. Здесь нет философской и художественной глубины, как в "Гибели богов" (1969), той же "Смерти...", том же "Портрете...". Может быть на все и не хватало. Здесь - широта, панорамность, эпичность. Такие фильмы умели снимать только в Италии - Висконти, Бертолуччи, братья Тавиани... И настаиваю - "Леопард" все-таки лучше "Рокко и его братья" (1960) и "Людвига" (1972). Последний вообще невероятно занудное и безжизненное зрелище, которое трудно смотреть даже в несколько присестов - 245 минут все-таки. Если, разумеется, не считать светящуюся от вдохновения Роми Шнайдер.

"Леопард", впрочем, тоже не компактен - 205 минут. Но... Но, например, болваны-американцы сократили свою прокатную версию на 40 минут. Очень аккуратно порезали, и швов-то не найти, а магичность фильма, его потрясающая воображение монументальность уменьшились втрое...

Леопард - прозвище сицилийского князя де Салина, чрезвычайно гордого своим происхождением. Но он вовсе не заскорузлый консерватор. Напротив - весьма гибок. Он и его любимчик-племянник (ослепительный молодой Делон) то сторонники Гарибальди, то преданные слуги короны, то поддерживают некие демократические реформы. И вот наблюдая все это, лично я ощущаю ответную классовую реакцию. На них никакой ответственности, об угрызениях совести никакой речи. Зато какие дозы презрения изливаются на всех окружающих - и на глуповатых собратьев по классу, и на не очень просвещенное офицерство, и на буржуазию. (О народе просто не вспоминается). Все они могли наделать глупостей и подлостей гораздо меньше князей Салина, но ответственность все равно на них. Висконти всегда благоволит более именитым - по складывающейся ситуации. Даже согласившись на мезальянс племянника с дочерью местного землевладельца, Салина презирает своих новых родственников. Хотя те своим трудом зарабатывают, а эти пользуются наследством, которое копилось исключительно грабежами и эксплуатацией плебса. Но князья не гордые - и близкородственного скрещивания этим браком избежали, и финансовые прорехи подлатали. Понятно, почему революции случаются и замки даровые взрывают...

Но это, повторюсь, мое плебейское восприятие предложенной темы. Взгляд Салина и взгляд Висконти абсолютно совпадают. Для последнего важно, что первый может сомневаться и страдать - и значит найдено искомое тождество аристократизма крови и духа. А это красиво и впечатляет. Гениальность Висконти как раз в том, что он довольно легко убеждает, зачаровывает, заражает зрителя своим видением темы, вынуждает его склонить голову перед внутренней трагедией тех, кого при иных обстоятельствах ты и жалеть не стал бы, да еще плюнул бы вослед...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


А по-моему, гениальность мэтра еще и в том, что он сумел подняться выше своих героев. Чего стоила одна лишь его реплика в интервью - полемика с теми, кто до небес превозносил князя Салину: "Он оплакивает самого себя. Ему жаль самого себя, а не других, до других ему нет дела. По сути, он ужасный эгоист". Кстати, Висконти всегда резко реагировал на сравнение его с обоими героями Берта Ланкастера - Салиной и профессором в "Семейном портрете". Они оба самоустранялись от жизни, будучи полными сил, а он, даже умирая, в инвалидной коляске продолжал снимать... Кстати, вынуждена вас огорчить, но Хельмут Бергер ничего не взрывал. Хотя бы потому, что не было у Висконти замка, который бы он мог ему оставить. Фамильные палаццо в Милане принадлежали (и принадлежат) старшему брату Висконти и его потомкам. Бергеру была оставлена квартира, антиквариат и т.д. и т.п, и постепенно он почти все это продал. Другое дело, что он уничтожил самый ценный подарок, который ему сделал Висконти - себя как актера, личность и воплощение хрупкой и почти совершенной красоты
Е.Цымбал

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования