Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Ленни" (США, 1974)

Режиссер -
Боб Фосс

В ролях -
Дастин Хофман, Валери Перрин, Джин Майнер, Стенли Бек


Оценки

Общая - 6

Сценарий - 6

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Трудно сказать - почему знаменитые и вполне обеспеченные режиссеры вдруг снимают черно-белое кино, более "бедное" и бюджетно, и эстетически. В голливудской практике, впрочем, тому можно отыскать некоторую приблизительную мотивировку - это рефлекторное восприятие "ретро". Всех знаменитостей определенного периода американцы знали лишь по черно-белым фотографиям и черно-белому телевидению: звезды бокса в "Бешеном быке" (1980) Скорсезе, предприимчивый гуманист в спилберговском "Списке Шиндлера" и пр. Боб Фосс лишь первым восстановил в правах исторический факт. (В европейском кино это менее очевидно - там и пресса, и телевидение играли меньшую социальную роль.)

Фосс по роду занятий не режиссер, он звезда хореографии, легенда бродвейских мюзиклов. Поэтому в своих немногочисленных киноработах (всего 5 за 15 лет) он реализовывал не творческую цель освоения, допустим, нового выразительного средства, а скорее социальную функцию "совести шоу-бизнеса".

Непосредственно искусство танца служит основой лишь для двух его лент: "Милая Чарити" (1968) и "Весь этот джаз" (1979). А вот фон остальных работ может даже обескуражить: кабаре (знаменитый "Кабаре" (1972)), разговорный жанр в "Ленни", и - куда уж дальше - индустрия секс-бомб "Плейбоя" в "Звезде'80" (1983). Но все это шоу-бизнес, единственная реальность для автора и неиссякаемая потребность для общества.

Автор ни в коем случае не оправдывается и не рассчитывает на снисхождение. Он просто объясняет - то, что мы видим и от чего получаем удовольствие, непременно должно иметь свою диалектику, свой баланс, свою расплату: все эти неврозы и психозы, пьянство и наркотики, сексуальные ненормальности, аресты и самоубийства. Он и сам плохо закончил. Еще в 1987 году, земля ему пухом…

И вот неожиданность - существует невнятное мнение, что несомненные его шедевры "Кабаре" и "Весь этот джаз" - все-таки не лучшие работы. А лучшая - "Ленни". Черно-белая, с довольно занудливыми сценами судебных тяжб, с малооригинальной формой биографического расследования: все эти родственники, коллеги сидят перед магнитофоном и мучаются, как бы не ляпнуть чего лишнего.

Ленни Брюс - реальное лицо, американский Жванецкий 50-60-х. В фильме даже раньше указания фирмы-производителя появляется титр - мол, все здесь настоящее, а пострадал мужик за то, что сейчас говорится на каждом углу. То есть, сразу появляется своеобразное извинение - за банальность нижеследующего. В 74-м уже банальность. А в 2000 так и вовсе иногда смотреть и слушать неловко. Надо заметить, что революционность Брюса сама по себе сомнительна: он практически не выходит за границы половых двусмысленностей - триппер, оральный секс, гомосексуализм обоих разновидностей и пр. Поминает и папу римского с президентом Кеннеди, но лишь как максимальных носителей общего "лицемерия". Все это, кстати, чрезвычайно напоминает инфантильные сатиры югославского режиссера Душана Макавеева - очередной пример двусмысленной смелости: чего ему бояться американского ханжества или маршала Тито, если он снимал в 70-80-х в каких-нибудь Швециях и Австралиях. Напоминает содержанием, но не последствиями.

Так с чего бы "Ленни" втихаря признан лучшим? Думаю - за честность. И в "Кабаре", и в "Джазе", и в "Звезде" есть факт, но нет диагноза, нет анализа. Просто режиссер показывал - это на сцене, это за кулисами. Здесь он назвал причину - пусть она постыдна и уродлива, но всему миру объяснили, что по-другому быть просто не может. И у заинтересованных лиц вырвался вздох облегчения (а кинокритика есть часть шоу-бизнеса, кровно в нем заинтересованная - нас с Сильвером сюда не впутывайте, мы работаем бесплатно и без медалей).

В фильме один раз произнесли словосочетание "комплекс неполноценности", оценивая очередной порок Брюса. Больше повторять и не нужно - ни в его адрес, ни в адрес других. Логика, изображение, драматургия распространяет диагноз на все, что происходит в фильме. Иногда поражаешься нелепости и необоснованности страхов персонажей, но это их внутренний закон, через который они не могут преступить. Через закон всеобщий же переступают легко, не смущаясь того, что охрана тут же откроет огонь. Их это пугает меньше, чем собственная фамилия еврейского юноши Леонарда Шнайдера, взявшего звучный псевдоним "Ленни Брюс". Положим, лет через 15 после его смерти от передозировки, другой американский юноша постеснялся как раз того, что его зовут Вальтер Брюс, и назвался Брюсом Уиллисом. Процветает…

Вот такая фигня!

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования