Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Сны" /Akira Kurosawa's DREAMS/ (США, 1989)

Режиссер и автор сценария -
Акира Куросава

Ведущий актер (Prinsipal Artist) -
Акира Тэрао


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 9

Зрелищность - 11 (а то и 12)

Актерская игра - 9

 

Бытует мнение, что "Сны" - последний фильм великого мастера. Ничего подобного. Спустя два года он поставил достаточно знаменитую "Августовскую рапсодию" и незадолго до смерти - "Модадайо", который видели наверное только зрители одного из Каннских фестивалей.

Но сказать по чести и по логике - в роли предсмертной песни "Сны" смотрелись бы намного уместнее, нежели совершенно некуросавская "Рапсодия", которую мог бы снять любой американец, или притча о системе японского высшего образования "Модадайо". (Для непосвященных поясню. "Августовская рапсодия" - рассказ о приезде в Японию Ричарда Гира, сына японца и американки. Хорошая идея - герой одновременно агрессор и жертва, но даже к подобной простой мысли приходишь много дней спустя после просмотра. Антивоенный, словом, фильм. А "Модадайо" - рассказ о стареющем ректоре университета, который не может смириться со своей старческой беспомощностью и во время ритуального вкушения крепких напитков все кричит: "Модадайо!" ("Еще!" или "Мало!"), а потом хлопочи вокруг него с лекарствами... Кстати, подобный мотив Куросава использовал еще в эпоху черно-белого кино, в работе "Жить".)

А вот "Сны" - это действительно некое подведение итогов, сны как метафора различных этапов прожитой жизни. (Очень интересно тут смотрится английское написание фильма - имя с фамилией обычно ставится перед названием как товарный знак, а тут получается дополнительный оттенок смысла. Иногда так и переводят - "Сны Акиры Куросава".)

Вполне можно поверить, что мастер всю жизнь фиксировал где-то в записных книжках свои сновидения, а вот теперь, выбрав лучшие, перенес на пленку. (Как поступил и Антониони, после 14 лет молчания экранизировавший свои мини-рассказы, которые я читал еще в конце 70-х.)

Так вот, "Сны" - это восемь новелл, по 15-ти минут каждая. Начиная от детских кошмаров юного японца лет 5-6, запуганного кодексом бусидо, и заканчивая рефлексией 80-летнего деда об испорченной современности.

Если говорить об эстетической (аудивизуальной, простите за выражение) ценности этой работы - она не подлежит обсуждению. Это ровно два часа непрерывного зрительского кайфа, с применением самых прогрессивных технологий, вплоть до высокоточного телевидения, которое и спустя десять лет мало кем и где применяется. Достаточно сказать, что над фильмом работали исключительно американцы - не самые лучшие, в данном случае, технари, но лучшие мастера произвести впечатление. (Хотя все действие происходит в Японии и все актеры - японцы. Загримированный до неузнаваемости Мартин Скорсезе в роли Ван Гога - не в счет.) Помимо монстра "Уорнер Броз", свою товарную марку фильму дал Стивен Спилберг. Обращаю внимание - не его фирма "Эмблин", а вот просто "Stiven Spielberg present". Спецэффекты и компьютерную графику осуществляла "LukasArts" - та самая, которая нынче штампует продолжение "Звездных войн". (Заметить следует и вот еще что - после фильма 1970-го года - "Додескаден" - японские студии не очень жалуют своего мэтра, одного из немногих кто создал реноме современной Японии и ее кинематографа. В финансировании фильмов мастера в эти 30 лет участвовали все кто угодно, вплоть до "Мосфильма".)

А вот о концептуальных огрехах можно и порассуждать - уж не знаю, стремление ли к визуальной безупречности тому виной. Постепенное взросление героя после двух первых новелл ("Солнце сквозь дождь" и "Персиковый сад") внезапно прерывается в пользу совершенно абстрактных сюжетов - о заблудившихся альпинистах ("Пурга"), о военном опыте ("Тунель") и о картинах Ван Гога ("Вороны"). Затем снова возвращаясь к житейской хронологии - вполне естественная рефлексия японца на тему ядерного безобразия ("Гора Фудзи в красном" и "Плачущий демон") и философствования 103-летнего патриарха ("Деревня водяных мельниц"). В принципе, эклектичность сюжетов здесь не самая большая опасность. Самая главная - узнаваемость, неоригинальность этих историй. "Пурга" - любимая тема немецких режиссеров - от времен Гинденбурга до наших дней - о человеке, таки стоящем на вершине неприступных гор. "Тунель" - просто переведенный под копирку один из знаменитых снов сюрреалиста Бунюэля. А финал фильма - откровенная копия одного из кадров "Соляриса" Тарковского.

Однако, учитывая, что на дворе эпоха ди Каприо и Траволты, и мало кто из зрителей даже слышал о тех же Бунюэле и Тарковском (не говоря уже о Лени Рифеншталь) - можно не переживать о повторении моих ощущений. Хочу повторить, что фильм - настоящий шедевр киноискусства и я даже рад несовершенствам нашего кино- и видеопрокатов, позволивших посмотреть мне этот фильм позже скучноватой "Рапсодии", никак не тянущей на духовное завещание великого мастера.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования