Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Крысятник" (Франция, 1998)

Режиссер -
Франсуа Озон

В ролях -
Эвелин Дандри, Франсуа Мартуре, Марина де Ван, Адриен де Ван, Стефан Ридо



Ссылки
 IMdB
 OZON
 Francois Ozon Official Site
 Unofficial Ozon


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

 

Вообще-то фильмы Озона не поддаются анализу. И даже оценке… Он убирает из них все, что может быть точкой отсчета, центром системы координат. Он выводит их за пределы сфер привычных толкований и оценок. Получается чистое ницшеанство - по ту сторону…

После успеха Альмодовара успех Озона совершенно необъясним - он глубоко вторичен: те же Вавилоны, гадюшники (крысятники), тот же бескрайний океан патологий и цинизма. Но Альмодовар жизнелюб и гуманист. Озон - ницшеанец. Это вносит разнообразие и спасает его. Это делает Озона модным. (Хотя мода на патологии и цинизм - повод для раздумий.)

Роднит этих двоих и вторичность общая, более высокого порядка - они постмодерниствуют. Ведут заочный спор с классикой кино. Озон, как сверхличность, не считает нужным подчеркивать это, но при достаточной насмотренности в основе "Крысятника" легко заметить "Теорему" Пазолини. Такое же буржуазное семейство, те же - поначалу - антибуржуазные наезды (вроде заголовка в журнале - "Обезьянья мораль"). Но у Пазолини появлялся и давал импульс определенным процессам симпатяга-демиург. А здесь принесли … крысу. И все, кто с ней соприкасался - неважно: то ли был укушен, то ли пустил гулять по плечам - начинал чудить. Сын за ужином взял и брякнул: "Я гомосексуалист!". Ему это только что пришло в голову, пришло и брякнул. Ну и так далее, пересказывать - мало кто выдержит. В конце концов натуральный крысятник и образовался.

Крыса, конечно, не при чем. Мама, в конце концов, выскажется: "У нее негативные флюиды. И она влияет на всех нас". Т.е., банально свалили свою порочность на первый попавшийся внешний объект. Свалить на кого-либо из крысятника означает нарушить приятный порядок вещей, лишить себя удовольствия. Фигушки! Из-за этой сконцентрированности на крысе как-то и не придаешь значения тому, что одновременно с ней в доме появились служанка-потаскуха, ее муж-гомосексуалист, жених дочери-мазохист, что у самой дочери явный суицидальный комплекс…

Еще одно отличие от Альмодовара: у Озона всегда есть один НОРМАЛЬНЫЙ. Демиург, наподобие пазолиниевского. Он может быть и жутким извращенцем (а может и не быть - как здесь), но он патерналист. Он - в центре, он - всегда активен, он не подвержен влияниям и влияет сам. Если он (в данном случае - отец семейства) и попадает в общую струю, то по своей воле: его достали. Он сожрал крысу и … сам превратился в огромного крыса, набросившегося на свой крысятник. Тут, конечно, испытываешь легкий шок - полная жанровая неразбериха, но зато сразу понимаешь - в чем и в ком дело.

Финал - внешне - вполне оптимистичен. У всех извращенцев наступила гармония и согласие, впереди счастливая жизнь. Но в отличие опять же от Альмодовара рукой на это не машешь - мол, пес с ними, пусть режут себе члены, трахаются куда хотят, лишь бы меня не трогали. Тут остается некое состояние "некайфа". Да и режиссер выпускает новую крысу - нельзя эдакое оставлять без регулятора.

Озон, судя по всему, сам сексуальное меньшинство, но вот этот его эзотеризм, патерналистская стойкость глубоко импонируют. Он не верит в мир без немногословного, несуетливого мужского начала. Сей муж не обязательно сразу карает и наводит казарменные порядки - он сдерживает страсти, он ограждает невинных, он верит в здравый смысл, он любит, в конце концов - тогда как у других лишь зуд да похоть. А без него… А без него семейство даже продвинулось в своей извращенности, хотя казалось - куда еще?

После фильмов Озона, честно говоря, как-то не по себе…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования