Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Кикс" (СССР, 1991)

Режиссер -
Сергей Ливнев

В ролях -
Евдокия Германова, Александр Панкратов-Черный, Любовь Германова, Марина Кайдалова


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

 

Если не ошибаюсь (а я ошибаюсь редко), "Кикс" - последний советский фильм, дошедший до Донецка по системе советского кинопроката, после чего (но не из-за того) тот ушел в небытие. В зале кинотеатра, когда я его смотрел, находилось от силы 10-12 зрителей.

В то время интеллигенция, которую тоже вскоре похоронят (причем, под ее же лозунги), усиленно муссировала тему постмодернизма - как жанра уходящей эпохи. А такие ее представители, как Ливнев, претворяли теорию в практику.

Помимо похорон эпохи, постмодернизм выполнял еще и компенсаторную функцию - уравновешивал на весах искусства поток пресловутой "чернухи". Не всегда сея разумное, доброе, вечное и оптимистичное, он хотя бы давал приятную глазу картинку, олицетворяя, грубо говоря, принцип "из говна слепить конфетку". (Вариант для недорезанной интеллигенции: "Ах, если б знали - из какого сора порой рождаются стихи". (А.Ахматова))

В фильме присутствуют все популярные фетиши того времени: экстрасенсы, дурацкие конкурсы двойников, ублюдочный идеолог перестройки А.Н.Яковлев... Фон, словом, малоприятный. И вот задача постмодерниста - отыскать в этом убожестве и попсушности "резервации духа". Всякие там богемные тусовки, элитные сообщества, где все стильно, изысканно, где умеют усладить хотя бы самих себя - если уж не плодами собственных трудов и размышлений, то пусть умелым использованием трудов предшественников. (После последней запятой - практически словарное толкование постмодернизма.)

Вкратце содержание фильма таково: поп-звезда плотно сидит на игле, забив даже на прямые функциональные обязанности. Продюсер на конкурсе двойников находит мечтательную провинциальную дуру, подгоняет ее фигуру к оригиналу пластической операцией, обучает хорошим манерам и использует на съемках под фонограмму. А звезде устраивают самоубийство, выдав ее (тело) за эту провинциальную дуру. После похорон все могут расслабиться, но обнаруживают, что двойник уже освоила внутривенные инъекции.

Все время, пока смотришь фильм, не можешь отделаться от мысли, что тебе подсунули римейк "Железной маски". Одну, гремя ключами, запирают в спальне, а вторую обучают этикету в соседней комнате. Хотя, сдается мне, режиссер в гораздо большей степени был ориентирован на рафинированный фильм минского режиссера Валерия Рубинчика "Отступник" и работу Александра Кайдановского "Жена керосинщика", снятые в предшествующее десятилетие. Не авантюрная интрига, основанная на идентичности персонажей, а сама идентичность с ее иррациональными свойствами. Мистическая природа двойничества.

У героинь даже имена похожи: Ж-анна - Анна. И продюсер, получается, поступил самонадеянно, решив, что сходство лиц и имен не имеет продолжения. Повторение ситуации становится неизбежным после того, как двойник понимает, что не только она, но и оригинал - просто вещи, используемые закулисными людьми. Впрочем, вещи, обладающие "высшей ценностью" - как звезды, как "настоящие женщины". Они и в самом деле ярки, блестящи, желанны - в отличие от продюсера, типичного одесского гешефтмахера, или его вовсе безликой помощницы. На последней стоит остановиться особо. Совершенно бесподобная исполнительница Марина Кайдалова, которую я ни до, ни после на экране не видел. Бесстрастное и практически бесполое существо, носящее нечто среднее между полевой формой офицера и хламидой хирурга. Нацистские дамы из советских фильмов по сравнению с ней - наши добрые детсадовские воспитательницы. Просто дух захватывает от этого персонажа! Унисекс бальзаковского возраста - это оригинально!

Ну так вот - раз "высшая ценность", значит манипуляторы многое сделают и многим поступятся ради ее управляемости. Что и происходит. Другой финал был бы весьма странным.

Режиссер употребил все усилия, чтобы сделать свою работу культовой. (Для меня она таковой стала.) А какие силы (тогда, впрочем, еще не развернувшиеся во всю ширь) были задействованы. Актриса Евдокия Германова, после первой же кинороли припечатанная как "советская Джульетта Мазина". Ее ранее не снимавшаяся сестра. До жути похожая, но совершенно не вульгарная, в отличие от звездной родственницы (хотя работать ей много не пришлось - до сцены операции только, после чего Германова-знаменитая играла двух персонажей). Эпизодические роли сыграли Алика Смехова и Сергей Попов (до того актер в нескольких фильмах Киры Муратовой, а в то время режиссер постмодернистского фильма "Улыбка"). Одним из продюсеров служил Валерий Тодоровский - ныне автор знаменитых "Подмосковных вечеров" и "Страны глухих". А главное, что придало фильму магичность и обаяние - звуковая дорожка, песни обдолбанной звезды. Я слышал пару из них и раньше, но песни, написанные в конце 80-х, исполнительница выпустила на CD только в 95 г. Это совершенное чудо, сочиняющее стилизации... да и не стилизации, а естественное продолжение русского мелоса с применением электронных инструментов, которое зовут Инна Желанная. За 12 лет чудо выпустило всего два альбома, слушая которые предпоследний космополит вспомнит, что он русский (последнему уже ничего не поможет).

А Сергей Ливнев после этого, если мне не изменяет память (а она изменяет мне редко), снял всего один фильм, занявшись затем продюсированием работ своих друзей, многие из которых достойны занять место по соседству.

Р.S. Да, кстати... Несколько лет я думал - что же такое "Кикс"... Кикс, на жаргоне музыкантов-лабухов, фальшивая нота. Киксанулись, словом, герои фильма.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Клевый фильм. Многие годы остается моим любимым


Господи, это как же невнимательно надо было смотреть фильм, чтобы не понять всей фишки сюжета? Не двойник освоила наркотики, а звезда просчитала комбинацию и убила двойника. Так что, уважаемый Игорь Галкин, ты сам киксанулся. Фильм великолепный. Особенно в сочетании с музыкой Инны Желанной


Удивительный фильм. Лет 5 назад случайно наткнулась на него ночью и просидела перед экраном, как прикованная. Жуткий, интригующий, завораживающий.Тоже долго мучилась над тем, что значит "кикс". Знакомый сказал - удар в бильярде мимо шара. Интересно, почему фильм не показывают по ТВ?


Присоединяюсь к выше оцененному. Вот Панкратова-Чёрного никогда не видела в такой скорбной, задумчивой роли! Не плохо сыграл. Не один раз можно посмотреть

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования