Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

«Кика» (Испания, 1993)

Режиссер и автор сценария -
Педро Альмодовар

В ролях -
Виктория Форке, Питер Койот, Росси ван Донна, Валерия Абриль


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

 

Что более всего поражает в работе Альмодовара, так это то, что он умудряется слыть одним из самым престижных режиссеров мира, не вступая в копродукцию с ворохом иностранных кинокомпаний. (Посмотрите на списки стран-производителей других фильмов на этой странице и подивитесь героизму практичного испанца.)

Вообще, в его работах сразу бросается в глаза предельная скромность средств материальных и богатство средств выразительных. Вместо декораций, обладающих вполне самостоятельной ценностью, он снимет простой испанский двор. Зато привычную сегодня кинематографическую стерильность обогащает таким количеством непривычных, с позволения сказать, дискурсов, что иногда не сразу все и переваришь.

И вот тут получаешь подтверждение расхожего трюизма «Все гениальное - просто». Вот те самые декорации и спецэффекты способствуют только размыванию и отодвиганию на второй план смысла (если он, конечно, имеется). А тут минимумом средств достигается поразительная степень воздействия и кайфа. Я бы назвал то, что делает Альмодовар, по аналогии, «испанским неореализмом». Правда, учитывая большую оригинальность натуры режиссера, «неореализмом» в более поздний период прототипа, когда итальянские режиссеры устали от «социальных заказов» и начали приглядываться к собственным, личным эмоциям, воспоминаниям, ощущениям и т.д. Не будет, наверное, натяжкой назвать самого Альмодовара «испанским Феллини».

Схема практически всех его фильмов одинакова - более-менее нормальный персонаж (насколько может быть нормальным персонаж у таких оригиналов), реализующий какие-то свои потребности в совершенно невменяемом окружении. И получается жанр, которому до сих пор нет точного профессионального определения, но которому верны некоторые национальные школы - та же итальянская, грузинская, кино Буркина-Фасо (не смейтесь, я вполне серьезно). Да чего я, впрочем, так далеко забрался - советское кино, начиная со второй половины 60-х, представляло из себя именно такой «жанр» - трагикомедия, что ли, или реализм безо всяких «нео», «соц», «кап», «дем»... Щедрый перенос реальности на пленку, без выделения из нее отдельных смысловых или эмоциональных пластов, когда после сцены похорон сразу следует сцена, вынуждающая совершенно неприлично заливаться смехом.

Разница лишь в том, повторяю, что у Альмодовара очень уж много нестандартной публики. (Чтобы не ходить опять далеко, вспомним великого предшественника и соотечественника Альмодовара - Бунюэля, наметившего схему «добрый герой, вынужденный жертвовать высокими целями ради бестолкового окружения».) В «Кике», что редко у автора, и главный персонаж со странностями. Преапетитная бабенка Кика - специалист по макияжу. Настолько специалист, что ее даже не смущает работа с покойниками. Она болтает с ними, интимно так, возникают даже подозрения в латентной некрофилии. Иногда, впрочем, это приносит пользу - она дважды выводит из глубокой комы второго главного героя, который после первой, так сказать, реанимации становится ее возлюбленным. Что, собственно, не мешает ей быть стойкой в своей второй крайности - нимфомании. Слаба она чрезвычайно по этой части... И третья - менее порочная особенность - она просто притягивает к себе всевозможные несчастья и недоразумения.

Остальные персонажи - возлюбленный-вуайерист, телезвезда, смакующая сцены насилия и убийств (наша кинокритика усмотрела тут повод для очередных нападок на Невзорова), писатель - сам убийца, служанка-лесбиянка, брат служанки - сбежавший из психушки насильник, в прошлом порнозвезда (с рекордом «четыре оргазма, не вынимая», на главной героине он хотел этот рекорд побить, но полиция помешала). Я для чего это все так подробно перечисляю. Список говорит сам за себя и это не просто список из полицейского протокола. В фильме достаточно зримо все эти особенности демонстрируются (как и во всех работах режиссера). Но вот ощущения сальности, скабрезности, брутальности (чего там еще) - не появляется. Это подобно детской любознательности или неопытности. Взрослые, конечно, отчитают, но особой трагедии в воровстве варенья или попытке залезть в трусы к однопесочнице не усмотрят. Да и не особо будут морщиться, застав в этот момент...

Это, вообще, особенность тех народов, которые еще не окончательно утратили традиционный уклад и влияние религии на жизнь общества. Сам Альмодовар и его работы едва ли приведут в восторг католическую церковь, но вот убеждение в том, что Бог милостив (в отличие от строгих глав конституции или уголовного кодекса), а уж священник тем более грехи отпустит, и создают в душах представителей этих народов комфортную атмосферу «мягкого греха». Без максималистических порывов цивилизации - добраться до самого конца, до самого дна, не чувствуя ни страха, ни любви Божией ко всему, что видит и изображает. Да, собственно, и давно уже не ведая «живой жизни» со множеством ее связей и огромным ее прошлым, дающим в том числе и колоссальный исходный материал для оригинального творчества (вместо копируемых из года в годах десятка умозрительных сюжетов). Наверное, не случайно один из последних своих фильмов Альмодовар назвал «Живая плоть», декларируя стойкую приверженность к латинским, как минимум, ценностям - ценностям южной Европы, плохо вписывающейся и до сих пор в разряд «развитых стран», «мирового сообщества» и прочей лабуды.

Впрочем, это не единственный фильм Альмодовара, о котором мы поговорим на этой странице...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования