Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Юбилей" (Великобритания, 1977)

Режиссер -
Дерек Джармен

В ролях -
Дженни Ранейкр, Литтл Нилл, Тойа Уилкокс, Джордан, Адам Ант


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 6

 

Вообще-то, Джармен очень мифологизированный режиссер. Если вначале начитаться о нем всякой киноведческой фигни, а затем посмотреть фильмы - получатся разные люди и фильмы.

Во-первых, миф о манере "свободных" съемок. Ходит, мол, человек, снимает с плеча что попало, а затем лепит из видео конфетку. Который фильм смотрю - за редкими исключениями везде вдумчивая постановочная режиссура. "Юбилей" - второй фильм режиссера, пущенный в прокат, к зрителю. И никакой любительщины, никакой неряшливой "нелегальности".

Во-вторых, миф об идейной, превозмогающей все гомосексуальности режиссера. Свидетельствую - лично видел уже две работы, где об этом ни сном ни духом. Ну, в "Юбилее" кто-то кому-то залез в штаны на заднем плане. Так это и у Спилберга можно при желании обнаружить. Более того, "Юбилей" - фильм о женщинах. И тут должен выплеснуть свое восхищение.

Оно, казалось бы, человек с искаженным ценностным рядом. Но каких дам привлекает Джармен к съемкам! Который год не устаю восхищаться его звездой 80-90-х Тильдой Суинтон - это что-то неземное... Но и в раннем "Юбилее" можно затосковать по идеалу при виде Дженни Ранейкр. (Знаю о ней лишь только, что двумя годами раньше она снималась в "Профессии: репортер" Антониони, но уже готов покупать кассеты с любой дребеденью, где ее фамилия имеется в титрах.)

Я все чаще и чаще прихожу к выводу, что Джармена делегировало, так сказать, в большое кино все-таки не гей-подполье, а британская рок-богема, чья мораль столь же расплывчата. В "Эдварде II", скажем, у него просто так в кадре появилась Энни Леннокс, спела песенку и просто так из кадра исчезла. Клипы для "Пет Шоп Бойз" незадолго до смерти снимал.

Или вот "Юбилей". Королева Елизавета (в исполнении Ранейкр) с помощью придворного астролога вызывает ангела Ариэля, прося того показать будущее. И мы оказываемся как бы в 70-х, но не привычных нам, а как бы после всемирной катастрофы. Не ядерной, избави Боже, скорее политической и экономической. Одна из героинь, например, презрительно говорит при виде какого-то плаката: "Это они поучали весь мир как жить. Америка погибла". Приятная фраза, правда?

Главная особенность тамошнего существования - женские банды, терроризирующие всех подряд. Нашему вниманию предлагается жизнь одной из них, которой руководит некто Бод (в исполнении той же Ранейкр). Другая особенность - загадочное спецподразделение, также не отличающееся половой разборчивостью при расправах. Словом, Джармен создал модель общества, где женщины и мужчины поменялись местами. Лучше не стало, хуже не стало - видеоряд и режиссерское отношение абсолютно идентичны показанным в фильме "Все, что осталось от Англии", снятом аж через десять лет о реальном английском обществе. О реальном, возможно, будет отдельный разговор, а в этом персонажи живут по принципу: "Когда желания претворяются в жизнь, фантазия не нужна, как и искусство". Тем не менее, искусство, хотя бы в таком куцем виде как рок-музыка, является здесь базовой сферой жизнедеятельности. Дегенеративного вида продюсер окончательно сгубил надежды Америки на выживание, отказавшись работать на тамошнем рынке. И вот тут у Джармена появляется возможность показать всему миру целую коллекцию клипов своих знакомых и любимцев из новомодных панков и "новой волны", которые в конкретном 1977-м году были весьма редкими гостями на радио и телевидении. Идол 70-х Адам Ант не только посветился со своим проектом "Адам Ант и муравьи", но и сыграл одну из главных ролей. А фоновую музыку сочинил и исполнил легендарный (сегодня) Брайан Ино.

И вот единственное, что действительно можно найти в любом фильме Джармена - это нигилизм как способ обретения внутреннего комфорта. "Пока музыка будет громкой, - говорит один из его героев, - никто не услышит как мир разбивается вдребезги." Остановить или помешать процессу разбивания режиссер оказался не в силах. Оставалось лишь крутануть ручку "Volume" до упора…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


У меня, скорее, просьба: хотелось бы почитать Ваше мнение о "Караваджо" Джармана. Спасибо заранее

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования