Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Семейный портрет в интерьере" (Италия, 1974)

Режиссер -
Лукино Висконти

В ролях -
Берт Ланкастер, Хельмут Бергер, Сильвана Мангано, Клаудиа Марзани


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

Проработав в кино четыре хронологических десятилетия, посвященных преимущественно восхищенному разглядыванию былых времен, Висконти однако же, словно дав обет, в каждом из них снимал фильм о времени, буквально совпадающем со съемочным периодом: 40-е - "Земля дрожит", 50-е - "Самая красивая", 60-е - "Рокко и его братья", 70-е - "Семейный портрет...". Должно быть, это походило на чувство архивариуса, наглотавшегося книжной пыли и открывшего окно. То, что все считают привычно-скучным, ему кажется открытием мира...

Все четыре "актуальные" ленты Висконти чрезвычайно многослойны. Первые две, находящиеся в общем потоке "неореализма" - многособытийны, оставшиеся (особенно "Портрет") - многосмысловые.

Невозможно не заметить своеобразной переклички и перетекания мотивов со "Смертью в Венеции": здесь тоже почти ничего не происходит и имеется дуэт смыслонесущих персонажей. Почтенный профессор - знаток живописи, отшельник и консерватор, и его жилец - альфонс знатной дамы. Та же конструкция - аристократизм, высокая духовность с одной стороны, ангельская красота - с другой. Случайно встретившись, они, наконец, осознают нехватку в своем бытии вот этого компонента. Здесь встреча происходит в лучших традициях мелодрамы - появляется, положим, в проеме двери некое сексапильное чудо и главный герой видит сияние. Лишь по причине специфичных наклонностей режиссера в двери здешнего "интерьера" вваливается задорный блондин. (Но этим известная тема исчерпана...)

На дворе, подчеркиваю, 70-е, чего профессор как-то не заметил. И беспроблемная (что познается в сравнении) гармония жителя "бель эпок" Ашенбаха здесь не получится. Профессор в бытности отдал дань идеалистическим порывам - ответственности ученого за свои открытия, поиску "золотой середины" между политикой и нравственностью... Но вне сферы философских и социальных теорий он полностью дезориентирован. Красавчик Конрад, которому он сразу отдает предпочтение среди кочующей по его дому великосветской компании, совсем недавно бузил на баррикадах 68-го (а это недемократично), а теперь не гнушается любыми способами зашибить лиры, франки и фунты - альфонсизм, наркотики, контрабанда, азартные игры. Все его и воспринимают в этих пределах. Только профессор, в ком жиголо почувствовал родственную душу, недостающую, так сказать, часть, может обнаружить в нем любовь к Моцарту, знание классической живописи не хуже профессорского и т.д. Те-то, навороченные, относящиеся к Конраду как к плебею, рок-н-ролл посреди ночи на всю катушку врубают...

Эти двое даже удивительно сходятся в нелюбви к буржуазии, к богачам. Профессор так просто диагноз ставит: "Буржуазия стала сегодня еще опасней, потому что научилась мимикрировать." Хотя на некоторое время зрителю может показаться, что это как раз та "золотая середина", где крайности профессора и жиголо могут совершить свой синтез. С первой же встречи каждый из них стремится уйти из привычного для него мира, но, оказавшись на территории другого, понимает - не то. Молодой понимает раньше и предупреждает: "Оставайтесь ВНЕ этой свары". Но профессор идеалистично верит, что шум, донесшийся с улицы, и есть жизнь. И только после самоубийства молодого друга понимает - с уходом красоты уходит и жизнь. Остались его картины и компания соседей, шум с улицы и звуки рок-н-ролла, но сверху он слышит шаги смерти. Исчезло одно из непременных условий синтеза.

В предсмертной записке Конрада профессор обнаружил слово "сын". Но хэппи-энда не случилось. То ли Висконти сознательно умертвил героя, предчувствуя неудачу и этого эксперимента по поиску неземной гармонии, то ли я чего-то не понял...

Да и гиблое это дело - излагать на бумаге фильмы Висконти.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


с последней фразой целиком и полностью согласна. но у вас иногда неплохо получается :)


Не знаете, есть ли на ФТП этот фильм? Где мне его скачать
David
b5302@hotmail.com


По мне концовка у фильма как раз то чо надо, когда услышала шаги мороз по коже пошел, но особо понравилась фраза про то, что Конрада обязательно забудут, как забывают в принципе всех умерших. Так что самоубийств его обсолютно бессмыслено да и как вся его жизнь в принципе

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования