Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Иллюзионист/De Illusionist (Нидерланды, 1983)

Режиссер -
Йос Стеллинг

В ролях -
Фрик де Йонге, Йим ван дер Вуд, Кэтрин Волтунзен, Жерар Пулен, Карел Лапэр



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 OZON
 e-Reference.ru


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

 

Большинство персонажей Стеллинга - придурки. Он может предельно драматизировать повествование, он может работать в жанре трагедии, но его герои все равно будут придурками. Поэтому ну совершенно не знаешь как реагировать, как воспринимать увиденное. Лично я знаю очень мало произведений искусства, вызывающих, подобно "Иллюзионисту", ощущение самой неподдельной экзистенциальной тоски, самой черной меланхолии и безнадежности. А вот Сильвер, увидев несколько разрозненных фрагментов, ржал совершенно неадекватно возрасту и социальному положению. Но его реакция, тем не менее, вполне адекватна. Ты можешь улыбаться, ухмыляться, похохатывать, ржать все 90 минут фильма. А потом тобой овладеет черная меланхолия...

В "Иллюзионисте" имеется целая семья придурков. Маразматический дедушка, непрерывно улыбающийся папа - он позже повесится без всякой видимой причины, мама и двое сыновей. Мама - наиболее нормальная, но исключительно за счет генетической бабьей жадности и прагматичности. А главные здесь - братья. Обоим явно за 30, но психика у них 6-7-летних. Знаете, есть такие омерзительные пацаны - они и не шумят особо, не носятся на огромной скорости, но молча, сопя, настырно лезут своими руками куда не положено. И, как клеща, отодрать невозможно. Здешние братья именно таковы. Один - совершенный садист, коллекционирует убитых мух и безнадежно пытается задушить брата. А второй - романтик. Он хочет работать в цирке и влюблен в ассистентку фокусника (вульгарную потаскуху, честно говоря). Агрессивный достал всех и мама вызывает людей в белых халатах. Романтик вскоре сбегает из дому - в поисках, надо понимать, возлюбленной и брата. И сюжет, следовательно, состоит из разочарований, подстерегающих маленького глупого человека в большом мире.

Я бессилен точно назвать философскую цель "Иллюзиониста". (Стеллинг от такого намерения пришел бы в ярость. Он и Тарковский наиболее фанатичные и последовательные сторонники отказа от любой разновидности критики - только душой, при посредстве зрения, и неразрывно). Скорее всего - это идея хритстианская (а Стеллинг неустанно подчеркивает, что он носитель рафинированного католического мышления). Идея, базирующаяся на самой человеколюбивой фразе Христа: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Этим Царством для персонажей был бедный домик где-то на отшибе, семья. Пусть придурки, но все свои, с теплом, заботой, любовью. Папа, судя по всему, повесился оттого, что все куда-то исчезли - кто в психушку, кто в бега, кто за беглецом. Нет Царства, нет любви - только одиночество и бедность. Он, видимо, понимал, не переставая улыбаться, что покинувший это Царство вернется уже другим, испорченный царствами иными. Так, в сущности, и произошло.

Брат-романтик, терпеливо сносивший попытки его умертвить, сам прикончил вредного брата. Именно за те качества, которые тот приобрел в большом мире - за обман, лицемерие, за повадки непридурков. Которые можно оценить по-разному, иногда даже признать весьма положительными - по обстоятельствам. Но здесь они невозможны, они способны только разрушить - то немногое, что еще осталось от Царства нищего духом Иллюзиониста.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Офигенный фильм, реально заставляет о многом задуматься. Это не обыденное повседневное кино, не пошлая комедия в стиле Очень страшного кино, а действительно достойная своего зрителя картина. Чтобы смотреть подобные фильмы нужно быть внутренне подготовленными, и немного, но разбираться в понятиях знака, символа, мифа, наконец. Чтобы потом не говорить какие там все придурки, делают не знам что, живут не знам где и т.п. Вот и вся культура в этом

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования