Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Жить/Ikiru (Япония, 1952)
 


Акира Куросава


Такаси Симура, Мики Одагири, Синиси Химори, Нобуо Канеко, Харуо Танака, Кьюко Секи



Ссылки
 IMdB
 Rotten Tomatoes
 ВидеоГид
 OZON
 Akira Kurosawa Home Page


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 9

Ваша оценка
Рейтинг 6.5 при 27 голосах.
Купить этот фильм на
ОЗОНе
 


 


Вот редкий случай поговорить о Куросаве-реалисте, создателе актуальных произведений. Фильмы на современную ему тематику он даже снимал иначе - и технически, и морфологически. Здесь в помине нет символизма, ассоциаций любого рода, выразительных подсказок и намеков - всяких ружей в первом акте. Если ружье и есть, то оно стреляет сразу.

Нельзя не заметить, что многие из современных историй режиссера имеют ярко выраженную медицинскую подкладку: "Пьяный ангел" (1948), "Жить", "Красная борода" (1965), "Августовская распсодия" (1991). А если еще припомнить то и дело появляющиеся в его работах мотивы старости, распада, умирания (с весьма молодых лет режиссера появляющиеся), то просто какая-то навязчивая идея над мастером довлела.

Можно размышлять предсказуемо и примитивно - предположить, что это прорывается в авторе "ядерный синдром", в завуалированной форме. Все его киношные болезни мучительны и неизлечимы. Но мне такая версия не нравится. По крайней мере, "Жить" в нее очень плохо вписывается. А может это говорили в авторе нереализованные карьерные планы молодости. В общем, не знаю.

Но зачем-то режиссеру спустя четыре года после выхода "Пьяного ангела" понадобилось снять почти точную копию этой истории. Там туберкулез, тут рак, просто параноидеальное количество рентгеновских снимков, мучительный процесс угасания, человек в ожидании смерти уходит вглубь себя, но парадоксальным образом перед уходом пытается сделать окружающий мир лучше. Неким объединяющим визуальным звеном для этих работ служит один из любимых актеров Куросавы Такаси Симура. "Жить" - это, похоже, его актерский апофеоз. Ни в "Расемоне" (1950), ни даже в "Семи самураях" он так не блистал.

Почему мне не нравится мысль о "ядерном синдроме"? "Жить" настолько самодостаточное произведение с самодостаточной проблематикой, что предполагать в ней наличие любого рода намеков даже нелепо. Зритель с первых же кадров окунается в гротескную атмосферу японского учреждения - бюрократическая машина с невнятными названиями отделов, бесконечно перепасовывающих жалобы и обращения граждан друг другу. Кафка обрыдался бы...

Главный герой, узнав, что у него рак желудка, естественным образом ищет участия у близких, но внезапно понимает, что прожил жизнь зря. Его сын, ради которого герой пожертвовал после смерти жены буквально всем, оказался плоским и жадным субъектом. Он с женой постоянно обсуждает улучшение своего благосостояния за счет старика, заранее распланировав и его пенсию, и его сбережения. А с обладателем этих средств и возможностей обращаются ну вот буквально: "Иди спать, старый дурак!". Дущераздирающая сцена, когда герой Симуры в ночной тишине бесконечно повторяет-призывает шепотом имя сына. Потом долго этот звук стоит в ушах...

И тогда старый бюрократ, ощущая мучительную боль за бесцельно прожитые годы, решает в оставшиеся ему месяцы жизни сделать хоть что-нибудь, оставить после себя пусть самый малый, но след - выполнить одно-единственное обращение сограждан. Куросава безжалостно подчеркивает, что только воля к жизни в ожидании смерти способна преодолеть этот монолит равнодушия и самодовольства. И что мир мало изменится, даже узнав весь масштаб этой трагедии.

Что-то тогда такое витало в японском воздухе. Год спустя Ясудзиро Одзу снимет "Токийскую повесть", чьи некоторые кадры - буквальные фантомы фильма "Жить". Тот же драматический разрыв поколений, та же жадность и прагматичность молодых, те же умирающие растерянные старики... Япония приобщалась к демократии.

Я уже высказывал "фашистскую" мысль - заставить всех жителей планеты посмотреть "Заводной апельсин". То же самое нужно бы сделать и в отношении этой работы Куросавы. Особенно кадры последних минут жизни героя, когда он, катаясь на детских качелях, напевает легкомысленную песенку 20-х на манер традиционных японских песен. Скрип качелей, снегопад и умирающий старик. Заставить смотреть, чтобы эта сцена вспоминалась всегда, когда думаешь о смысле и цене своей жизни.

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования