Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Гомер и Эдди" (США, 1989)

Режиссер -
Андрей Кончаловский

В ролях -
Джеймс Белуши, Вупи Голдберг, Карен Блэк, Эрнестин Макклендон


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

 

Трудно поверить, что этот фильм снял режиссер "Романса о влюбленных" и "Танго и Кэша".

Плакатность формы и дидактичность содержания, всегда свойственные Кончаловскому, в какой-то фрагмент его американской жизни вдруг исчезли. То ли оккультные штучки Ширли Маклейн, то ли шизофрения Настасьи Кински - кратких его увлечений, заставили сына автора Гимна СССР убрать свой белозубый оптимизм и, прищурившись, вглядеться в тайны бытия. Что, впрочем, быстро миновало и дальше последовали совсем уж подлые "Ближний круг" и "Курочка-ряба".

Автору наверняка не понравится термин "экзинстенциализм" в применении к его творчеству, но ведь обозвали же его работу, близкую хронологически, "Поезд-беглец" (1985) - "экзистенциальным боевиком"… А структурно они весьма похожи.

Дело-то простое и весьма привычное для Голливуда - смесь "роад-муви" с темой отверженных. Об этом подробнее во "Вниз по закону" Джармуша. Но самое-то любопытное, что подобный гибрид был удачен до Кончаловского только у того же Джармуша, да - много раньше - у отца-основателя жанра, писателя Фолкнера. Например, выдающийся Вим Вендерс снял в США "Париж, Техас". А не пробирает. А зеваешь.

Когда Лимонов выпустил "Это я - Эдичка", у него тут же начались трудности из-за антиамериканского характера книги. У фильма Кончаловского, хотя бы внешне, такая же цель. Но никаких трудностей. Его герои, в отличие от героя Лимонова и персонажей фильмов такого рода, не просто социальные маргиналы, изгои по доброй воле, а маргиналы биологические, без малейших шансов на изменения в судьбе - у обоих нелады с головой. Тюрьма или психушка - выбор достаточно принципиальный.

Проще говоря, у них нет сверхидеи, представляющей опасности для общества. Католическое смирение одного и агрессивность другой - это не путь, не способ, это уже конечный пункт. Об одном из героев "Однажды на Диком Западе" С.Леоне сказали: "Его не интересуют власть, деньги, женщины. У него внутри смерть". У этих - внутри буквальная, а не аллегорическая смерть, но все выше перечисленное их интересует. Без малейшего - повторяю - шанса получить. Героиня Голдберг убивает направо и налево, как супермены Леоне или Форда, но - за десятку, за лишний день на воле. Ей врачи отмеряли лишь месяц жизни и она отчаянно, по-шакальи гробит всех, кто может смутить ей этот последний месяц. Супермены, покарав некое экзистенциальное зло, исчезали в никуда, иногда чтобы возникнуть снова во второй, третьей, etc частях своих эпопей. Эти - экзистенциально же - приговорены. Эдди-Голдберг не дотянет даже до своего месяца, ее пристрелят как того же шакала. Своим отчаянным злом, которому можно даже посочувствовать, она логично сократит остаток отведенного времени.

Такие тонкости - да что там тонкости! - такое внимание к своим персонажам да и людям вообще режиссеру не были свойственны. Загадка, понимаешь…

Подобная неожиданная виртуозность автора тем более удивительна, что столь богатая парадигма сопутствует вполне коммерческому зрелищу. Что до тех пор было магической особенностью только таких больших мастеров, как Хичкок или Орсон Уэллс. Более того - в коммерческой работе Кончаловский не испугался поэкспериментировать и с видеорядом. Например, применил "рваные" ритмы в сценах истерики или погони, дабы, надо понимать, точнее передать психологическое состояние персонажа. Те же Хичкок или Уэллс поступили бы тоньше - поскольку речь идет о нашем взгляде на события, а не взгляде персонажей. Словом, здесь наблюдается похвальное стремление автора к "идеальному кино", как, допустим, в "Прирожденных убийцах" О.Стоуна - и грешно того и другого осуждать за то, что они - вместе с нами - уже отвыкли от такового и попали под влияние совершенно иной, современной, унифицированной формы кинозрелища.

Гнусной "Курочки-ряба" сей дерзкий эксперимент не искупит, но если забыть о существовании первой, то "Гомер и Эдди" может доставить одно из самых лиричных переживаний в жизни киномана.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования