Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Три негодяя в скрытой крепости
Kakushi toride no san akunin (Япония, 1958)

Режиссер -
Акира Куросава

В ролях -
Тосиро Мифунэ, Минору Чиаки, Каматари Фудзивара, Сусумо Фудзита, Мису Юхара



Ссылки
 IMdB
 KinoExpert
 e-reference.Ru
 Unofficial Kurosawa fan page
 Toshiro Mifune Official Website


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

 

Когда я в молодости впервые увидел "Трех негодяев..." - испытал жуткое разочарование. Как? Куросава снимает что-то не равное в гениальности "Расемону", "Семи самураям" и "Тени воина"? Зачем тогда вообще снимать?

Конечно, в силу своей гениальности Куросава просто не способен был делать плохое кино. Мог чуть слабее, мог вдвойне слабее... Вот "Три негодяя..." - это чуть слабее. Дело лишь в разочаровании при сравнении. Но сцены, например, восстания пленных и конная схватка Мифунэ с патрульным, на бешеном скаку - не имеют себе равных в истории кино. Кубрик, думаю, рыдал в 1960-м, когда не смог снять ничего подобного в своем "Спартаке".

Строго говоря, "Три негодяя" - типичная для Куросавы резня, с пароксизмами надсадного хохота, с ливнями, омерзительными простолюдинами и золотом. Опять какие-то дремучие века, опять один сегун разбил в пух другого. Ополченцы проигравшего, продавшие свои дома, чтобы купить оружие, теперь остались ни с чем, да еще за ними охотятся каратели. Они разрабатывают изящный план - как попасть на свою территорию. (Возможно я что-то путаю, практически ни в одном восточном фильме я не могу до конца постигнуть и запомнить расположение сил и фигур.) Но по дороге эти двое малоприятных малых находят слиток золота с клеймом разгромленного сегуна и встречают загадочного человека, который явно превосходит их харизмой...

Акира-сан часто жаловался, что режиссерам его поколения крайне неохотно позволяли снимать фильмы на современную тематику - и американская оккупационная администрация, и пришедшие ей на смену свои. Развлекайте, мол, народ костюмированными драмами, восхищайтесь доблестью пращуров и пр. И Куросава в этой обстановке пользовался не то чтобы "эзоповым языком", а, скорее, снимал притчи.

Конечно, любой его фильм - многоплановый, многосмысловой. Нельзя вот прямо взять и брякнуть - это о преданности, а это об одиночестве. Но у тех же "Расемона" и "Семи самураев" была своя сверхидея, диктующая один-единственный путь построения фильма. У "Негодяев" такой идеи нет, там многое можно было изменить, снять по-другому и о другом, вплоть до финала. А художественный эффект был бы точно таким же.

Так вот - незнакомец оказался самым грозным из японских генералов, верный слуга своего погибшего сюзерена, теперь охраняющий дочь погибшего, принцессу, и казну, с помощью которой они восстановят мощь и величие клана. Их тайное убежище находится под самым носом у врага, хитроумно замаскированное в горном ландшафте. Да ведь все равно найдут. Поэтому генерал приходит в восхищение от плана двух бродяг. И начинается путешествие, полное угроз, тягот и пр. Против генерала и принцессы, везущих пару центнеров золота, не только весь окружающий мир, но еще и "пятая колонна" внутри группы. Эти ребятки жадны, трусливы, аморальны, но их почему-то не бросают, болтаются все время рядом...

Говорю же - здесь нельзя прямолинейно сказать о чем, ради чего фильм... Сравнить благородство, преданность, бескорыстие одних с низостью и алчностью других? Нет же. Вон связанный генерал произнес вполне демагогическую речь другому генералу и тот изменил своим, помог пленным бежать, перешел на сторону закоренелого врага. Какая там преданность и кодекс чести.

У меня за много лет выработалось вот какое мнение о роли фильма в творчестве Куросавы, о его месте там. Может быть не очень справедливое и уважительное мнение. Во-первых, ну не может никакой гений снимать все время "Расемонов" ("Негодяи" - 19-я работа мастера), талант должен отдыхать и аккумулироваться. А, во-вторых, некий подспудный, тайный посыл в этой работе все-таки есть. Все эти метания, отступления от кодексов, терпимость к человечьим слабостям не есть ли призыв режиссера, все-таки жителя второй половины ХХ века, к соплеменникам, соотечественникам - стать гибче, что ли, разнообразнее, переосмыслить принципы своего жизнеустройства. А то чуть что - сразу харакири...

Во всяком случае подобный вывод меня греет больше, чем мысль о том, что Куросава снял обыкновенный боевик с мечами.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


А как Вам "Йоджимбо"? Ведь тоже "боевик с мечами", и даже с пистолетом... Но есть что-то забавное во всех фильмах, где снимался Тоширо Мифунэ, кроме, пожалуй, "Трона в крови". Рецензия интересная. Во всяком случае, Вы очень редко пересказываете содержание фильма, а теперь я знаю, что там на поверхности. Спасибо

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования