Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Высокие каблуки" (Испания-Франция, 1991)

Режиссер -
Педро Альмодовар

В ролях -
Виктория Абриль, Мигель Бозе, Мариза Паредес, Кристина Маркос


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 6

Актерская игра - 7

 

"Каблуки" - продукт, снятый режиссером уже в ранге международной знаменитости. Первая, так сказать, работа любимца всех эстетов и интеллектуалов. Которая, впрочем, способна разочаровать многих...

Почему-то многие творцы, получившие известность и щедрые продюсерские, вынуждены жертвовать именно тем, что и привлекло к ним внимание. (Совершенно как в отношениях мужчины и женщины - бабы после ЗАГСа начинают свирепо бороться именно с тем, что их привлекло в избраннике поначалу...)

Шутовские и даже - не побоимся этого слова! - буффонные замашки независимого Альмодовара мгновенно испарились в работе Альмодовара маститого. Он снял самый натуральный детектив. На полном серьезе. Без малейшей иронии. Без малейших выходок и извращений. Некие поползновения, впрочем, присутствовали, но скорее в качестве ритуально сжигаемого чучела. Сразу появился никого бы не удививший в творчестве режиссера травести. Но вскоре выяснилось, что это хитрый следователь, переодевшийся и внедрившийся для сбора сведений по делу об убийстве в богемном варьете. И вот этот следователь, снявший парик и одевший приличный костюм, тянет все остальное время жилы из персонажей и зрителя.

Наверное, не случайно следующим фильмом - "Кика" - режиссер бросился в другую крайность. Опять наворочал всех своих извращений и кривляний безо всякой меры. Дабы, наверное, зритель не разочаровался и не отверг вчерашнего любимца... А вот потом начал уже более сдержанные и менее порывистые изменения (о чем читайте в "Цветке моей тайны").

Не стану, конечно, утверждать, что все это делалось по собственной воле и в полном согласии со своим внутренним критиком. Идет себе идет вполне комфортный фильм, ничего не смущает академичного течения. И вдруг всплеск - заключенные женской тюрьмы начинают индетерминированную, ни к чему автора не обязывающую пляску. Даже не так, как начинали внезапные танцы и песни герои, положим, "Кубанских казаков" - те, продолжали своеобразными методами основную мысль, эдакие советские зонги вводили. А как ни к селу ни к городу начинает танцевать в своих фильмах Челентано - просто потому, что может танцевать и не грех не поэксплуатировать это качество...

Просублимировал, словом, Альмодовар. А ежели б не выплеснул, никакого ручательства, что истерики бы не устроил...

Но это и все, что есть в фильме от Альмодовара.

Я где-то пол-фильма смотрел и не мог отделаться от навязчивой идеи, что это некий парафраз на тему фильма Ингмара Бергмана "Осенняя соната". И там, и здесь к дочери приезжает знаменитая мать после долгой разлуки. И начинаются недоразумения - очень много нехорошего накопилось от этого дефицита материнской заботы. Но вот режиссер проговорился - дочь напомнила матери о "Сонате", и все стало на свои места. Я бы даже предположил, что не столько "Соната" вдохновила Альмодовара, сколько похожая судьба исполнительницы роли матери у Бергмана - тоже Бергман, но не родственницы, а легендарной однофамилицы Ингрид Бергман, которая вполне наплевала на судьбу своих двух дочерей. Одна из них - не менее знаменитая Изабелла Росселлини - даже написала книгу о сем, такой крик души обиженной дочери. Не ручаюсь, что она вышла ко времени съемок "Каблуков", но в киношной среде ситуацию несомненно знали и обсуждали.

И вот фильм Альмодовара - это попытка создания экранного идеала: и "Осенней сонаты", и жизни известной кинематографической семьи. После упоминания фильма-прототипа следование бергмановской канве прекращается и начинается "выравнивание" сюжета. Все довольны, все оправданы, мама умирает со спокойной совестью, следователь женится на дочери знаменитой мамы...

Мои соображения подтверждает еще и такая мелочь, как участие в главной мужской роли Мигеля Бозе. Вообще-то он поп-певец, обладатель романтичного баритона. Но и для кино не совсем чужой человек. Его мать - легендарная актиса, соперница Бергман, красавица с осиной талией Лючия Бозе. А отец - знаменитый в свое время матадор Мигель Домингес. И вот следователь в фильме носит фамилию, понятное дело, Домингес. У Бозе и Домингеса тоже чего-то там в жизни не сложилось. Вот и решил, надо понимать, Альмодовар проблему отцов и детей кинематографическими методами. Однако, как-то это неуклюже у него получилось, слишком уж серьезную физиономию скорчил. А бывают физиономии - лучше не пытайся, еще смешнее, чем обычно получится.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования