Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Волосы" (США, 1979)

Режиссер -
Милош Форман

В ролях -
Джон Савадж, Трит Уильямс, Беверли д'Анжело, Энни Голден


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 7

 

"Волосы" - это не совсем рок-опера. Это мюзикл. Но созданный в эпоху безраздельного господства первых и посему отличим от них только при больших интерпретаторских усилиях.

Первое, что снял Форман - фильм о танцах ("Конкурс", 1962). Первое, что снял в США - фильм о хиппи ("Отрыв", 1970). Так что экранизируя мюзикл о хиппи, он был в родной стихии. Мюзиклом в США никого не удивишь. Но чешский эмигрант ориентировался не на, скажем, классический "Большой вальс" (1936), где действие происходит в артистической среде и страсть персонажей к пению и танцам вполне объяснима, а на более позднее изобретение - с отчетливым манипуляционным привкусом. Скажем, на "Вестсайдскую историю" (1961) - криминальная среда, которую заедает, на отвлеченный взгляд, стремление к творческому самовыражению. И это их не единственная родственная черта.

"Волосы" полностью соответствуют коронному рок-набору (см. подробнее "Томми"): психоделия - синтез искусств - абстрактная религиозность. Но Форман добавляет еще один элемент - космополитизм. В "Вестсайдской истории" межнациональное примирение - единственный мотив, и никаким саундтреком этот идеологический аскетизм не прикроешь. Форман, как множество евреев, предпочитает решать эту проблему за счет негров. Те подобное экспериментальное великодушие никак не хотят оценить, и отвечают евреям лютой ненавистью. Тем не менее, в "Hair'е" есть гениальный "расистский" номер: о "черных и белых мальчиках" на призывной комиссии. Дамы "на воле" и джентльмены в мундирах на комиссии дружно поют хвалу голым юношам иного цвета кожи. Джентльмены - вовсе не по той причине, что сразу приходит в голову. Просто очень велико желание послать под пули представителей "несвоего" народа. (Хотя я служил в армии и должен заметить, что страсть часами гонять перед собой голых пацанов - настораживает. Садизм - тоже половая патология.)

Но вернемся к року. Как могло заметить человечество, после "Вестсайдской истории" ничего не получилось. А вот после "Волос" (и ему подобных) лихо, в течение пары-тройки лет, разрешилась и проблема интернационализма, и попустила головная боль пацифистов (что здесь, все же, главное). Причем, невооруженным глазом видна мелкотравчатость пацифистских аргументов: не втягивайте меня в это дело, и я буду доволен. И начинают разводить, говоря марксистским языком, абстрактный гуманизм. Но никто так и не сказал: "А какого рожна под прикрытием дешевой демагогии мы полезли на чужую землю, в чужие дела?!" Зато пускают в ход психоделию: бомбят низкими частотами, голосит хор, сучат ногами батальоны непротивленцев - нет войне, давайте займемся свальным грехом. Сижу я, несгибаемый консерватор и традиционалист, и чувствую, что поддаюсь обаянию этой вакханалии, теряю сопротивление любой ерунде под этим гипнозом. "Волосы" стоит посмотреть, чтобы на самом себе прочувствовать - как работает машина обработки массового сознания.

Хотя и сообщают, что фильм в Америке не очень одобрили, но вскоре после его выхода на экраны пацифисты дружно заткнулись. Американская армия стала профессиональной. Со дня условно-художественной смерти одного из героев во Вьетнаме, эта армия участвовала в двух десятках войн, не менее. Где угодно, но только не на территории США. Своим политкорректным черно-белым фронтом они угробили сотни тысяч жизней на самых разных параллелях и меридианах. И ни один долбанный пацифист не пикнул. Они и не сообразят о чем нужно пищать. У одного из героев фильма спросили: "Ну почему ВОЛОСЫ?" "Не знаю… Я хочу как "Грейтфул Дэд". "Грейтфул Дэд" ничего не сказали во время бомбардировок Ливии или Ирака. Ну и эти будут молчать.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Не кажется ли Вам, что все это трогательно-романтическое отношение к эпохе "хиппи", как к легендарной, эпической или уж во всяком случае, какой-то особенной, заслуживающей больше внимания, чем любая другая - высосано из пальца? Ну, была такая кратковременная молодежная мода. Такая же, как любая другая. И пацифизм ихний, все эти "лютики-цветочки у меня в садочке" были, в сущности, лишь на уровне символики. Рядовые хиппи были такие же, какими были все тинейджеры во все времена. Кстати, достаточно агрессивные - могли и в табло накатить, могли и ножиком поцарапать. Деятельность "братков" Чарли Мэнсона - ярчайший тому пример. А пацифизм ихний - опять же из вполне понятного и свойственного молодежи всех времен желания откосить от армии (тем более, что война шла). Так что и фильм "Волосы" - обычный тинспикс, правда ностальгически окрашенный


10 баллов - В первую очередь за музыку


На мой взгляд, как ни странно, идея фильма/мюзикла лучше (какое кощунство!) музыки. Собственно, локальная идея о том, что хиппи-пацифист (Бергер) готов пойти на ненавистную ему войну ради того, чтобы не подвести друга (в общем-то, случайного человека - Буковски). Кроме того, он служит отличной иллюстрацией к самой культуре хиппи - как не крути, а это явление. 10 - за многогранность

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования