Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Гойя в Бордо/Goya en Burdeos (Испания-Италия, 1999)

Режиссер и автор сценария -
Карлос Саура

Оператор -
Витторио Стораро

В ролях -
Франсиско Рабаль, Хосе Коронадо, Дафна Фернандес, Эулалия Рамон, Марибель Верду, Хоакин Климент



Ссылки
 Официальный сайт
 IMdB
 Yahoo! Movies
 Carlos Saura, pagina official


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 8

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

 

Работа Сауры отличается от традиционного кино в той же мере, в какой работы Гойя отличались от классической живописи.

Режиссер не пытался натужно "реконструировать эпоху", через "достоверность быта воссоздать достоверность мироощущения" (чем кинокритика норовит оправдать занудство режиссуры). Саура нисколько не стесняется подчеркнуть условность, искусственность, символичность созданного им кинопространства. "Гойя" своего рода продолжение, вернее - развитие той манеры изложения, каковую дуэт Саура-Стораро опробовали во "Фламенко". Ее можно назвать визуальным минимализмом.

В сугубо мюзик-холльном "Фламенко" это было: три цвета, белая драпировка и изредка зеркала. "Гойя", конечно, требует несколько более усердной работы декораторов и художника: появляются стулья, кровати, виселицы. Да и цветов уже пять (хотя зеленый, по-моему, изгнан Саурой из кадра напрочь и навсегда). Но по сравнению с типичным "костюмированным фильмом", это не просто минимализм, а нищета...

Однако, эффект и воздействие (если ваши мозги безнадежно не отравлены "Перл-Харбором") просто сногосшибательные. Это можно и нужно объяснить. Перед вами комната, заурядное барокко, когда персонаж выходит из нее, осветитель гасит один прожектор и включает другой. Обои, оказывается выполнены в технике шелкографии, и не нужно ни компьютерной графики, ни сумасшедших декораций, чтобы снять переход персонажа в иное измерение, в иной контекст... Таких трюков - без счета. Хотя кого-то, вероятно, будут раздражать нарисованные пейзажи или фон, внезапно создаваемый слайдпроекцией.

Речь, конечно, не идет о печальном исходе жизни великого художника, оказавшегося в изгнании. С ним в этот период мало что интересного произошло. Он стар и слаб зрением (вдобавок к давней глухоте). Ему остается только вспоминать. Фильм - это череда воспоминаний в картинках, которыми патриарх делится с юной дочерью, пока та теребит ветхого старика всевозможными лечебными и гигиеническими процедурами.

Эта работа неизбежно вызовет сравнение и сопоставление с "Обнаженной махой" Бигаса Луны, в которой речь о тех же людях и событиях. И вот при этом-то сравнении понимаешь, что "Гойя в Бордо", не считая изобразительногоо формализма, более традиционен и ортодоксален. "Обнаженная маха" - детектив (представьте фильм о Леонардо да Винчи, преследуемом за педофилию), жанровое кино, плюс, может быть, немного историографии искусства. "Гойя" гораздо ближе к байопику как таковому - где о чувствах и об эпохе, о противоречии чувств и эпохи (плюс, может быть, немного искусствоведения).

И вот еще что... Старость - неизбежная данность. И часто с сожалением отмечаешь, что тот или иной большой мастер в определенном возрасте работает по инерции, уже не наполняя произведения мастерством и энтузиазмом. Я в данном случае говорю не о Гойя, к которому все это, разумеется, не относится. Я о Сауре, на которого сей диагноз также не распространяется. Его новые работы становятся все величественней, вдохновенней, все более захватывающими дух. Я не решался все это время употребить эпитет "великий". Но по моему личному убеждению, он - великий режиссер.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Театральный стиль (декорации, действие почти не выходит за пределы комнаты) просто супер. После 2-х просмотров хочется через пару месяцев посмотреть еще раз

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования