Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Золотой век" (Франция, 1930)

Режиссер -
Луис Бунюэль

В ролях -
Гастон Мадо, Лия Лис, Макс Эрнст


Оценки

Общая - 6

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 6

 

"Золотой век" - это, в некотором роде, контрабандная лоза, от которой спустя много лет буйно разросся фамильный виноградник Бунюэля. Даже не в том смысле, что режиссер использовал уже готовые ходы, приемы и образы в поздних фильмах, а в том, что вся его фильмография связана сложной системой побегов, листиков, почек, выросших от общего ствола "Золотого века". (Но есть и прямые прививки 60-70-х к духовно и технически незрелому фильму: "Ангел-истребитель", "Скромное обаяние буржуазии", "Призрак свободы".)

Особенному сюрреалистическому привкусу фильма способствовало, помимо прочего, еще и то, что над ним работало двое "гениев" - каждый со своим ценностным рядом, со своим темпераментом, со своими шизами, наконец. Такое впечатление, что половину фильма снимал один, потом, не сообщив, что уже конкретно снято, передал камеру другому и исчез.

В самом деле, Дали впоследствии настаивал, что хотел "развенчать прогнивший механизм современного общества", а Бунюэля интересовала "love story". Вот и получился некий гротеск на социальную тему, нежели образец рафинированного сюрреализма. (Именно на съемках "Золотого века" началось охлаждение в отношениях Бунюэля и Дали.)

Дополнительную двойственность работе придает и появление в кино того периода звука. Еще по привычке вставляют титры, но некоторые персонажи уже толкают весьма пространные речи - что вполне типично для лент первой половины 30-х.

Так вот. Первые пять минут фильма (из общих 60) - вполне самостоятельный научно-документальный фильм о скорпионах: как устроены, какой образ жизни ведут, как обороняются… Пять минут! Затем титр: "Через несколько часов" - и совсем другая история. Какие-то доходяги с ружьями узнают, что в их края прибывают "майорканцы" и решают дать бой. Под "майорканцами", как можно понять, подразумевается истеблишмент современного общества - так именуют и группу католических прелатов, и тусовку в смокингах. Но бой не состоялся - "партизаны" просто перемерли по пути от слабости. Цивилизация восторжествовала. (Предводителя доходяг, кстати, играл знаменитый художник-авангардист Макс Эрнст, что символично.)

Снова титр. И снова совсем другая история. Вот та самая бунюэлевская история любви, которой никак не дают реализоваться (вплоть до неожиданного звонка министра внутренних дел). Главный герой, он же влюбленный - патологически жестокий человек. (Я уже писал в "Андалузском псе" о нескрываемом садизме Бунюэля.) Он не может пройти мимо собаки, чтобы не пнуть ее, мимо насекомого, чтобы не растоптать, мимо слепого, чтобы не ударить. То ли он сублимирует, оторванный от возлюбленной, то ли тем самым подчеркивает фрейдовский тезис о разнонаправленности влечения - сказать трудно. Но жестокости в фильме хватает. Главная героиня от чувств-с даже выдыхает: "Какое счастье убить своего ребенка!" (Ср. У Маяковского: "Я люблю смотреть, как умирают дети.") Словом, все это напоминает писанину 19-20-летних юношей, мнящих себя гениями и первооткрывателями.

В конце - еще одна смена истории, парафраз на "120 дней Содома" де Сада. Четверо епископов (один - ряженый под Христа), перебив всех своих жертв, выходят из замка. А вот и не всех - кто-то окровавленный выползает. Ряженый (на его роль был приглашен актер, специализировавшийся на исполнении ролей Христа), заботливо заводит раненного в дом. Раздается вопль. Добил… Конец фильма.

Вскоре после премьеры мать спонсора, почтенная графиня, ездила на аудиенцию к самому Папе - дабы сына не отлучили от церкви.

А массовая публика впервые увидела "Золотой век" в Нью-Йорке в 1980 году. Во Франции запрет на его демонстрацию был снят годом позже. (А мы на советскую цензуру жаловались…)

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ОЙ, ГОСПОДИН ГАЛКИН, НЕ ЛЮБИТЕ ЖЕ ВЫ БУНЮЭЛЯ...


сюрреализм, и все дела, вытекающие из этого!

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования