Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Каждый за себя, и Бог против всех" (ФРГ, 1974)

Режиссер и автор сценария -
Вернер Херцог

В ролях -
Бруно С., Вальтер Ладенгаст, Бригитте Мира


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Моя точка зрения, конечно, глубоко субъективна, но Вернер Херцог, на мой взгляд, совершенно ненормальный человек. Само понятие НОРМА для него вещь невыносимая и вызывающая идиосинкразию.

Фильмы его (как художественные, так и документальные) хотя и делятся на две категории, назовем их условно: этнографические и психопатологические - объединяет одна особенность - интерес к "нестандартному человеку" (пусть даже это вампир Дракула). В разговоре о фильме "Агирре, гнев Божий" я уже упоминал о стремлении режиссера к актерской аутентичности. И профессионалов актерского ремесла в его работах, действительно, встретишь редко. Херцог снимает карликов, слепоглухонемых, туземцев всех широт, альпиниста Гловича, австралийского поэта-аборигена Марику Уанджюк...

"Каждый за себя...", основанный на реальной истории, случившейся в Германии в прошлом веке, похоже стал возможным только благодаря неожиданной встрече... В 1828 году на центральной площади Нюрнберга был обнаружен малый лет 20, абсолютно не умеющий разговаривать и совершенно неприспособленный к жизни. Когда его обучили немецкому, он поведал, что его держали в каком-то подвале и людей он не видел до своего появления на площади, еду приносили, когда он спал. Найденыш поразил всех темпами обучения и способностями, далеко превосходящими способности сверстников и современников. Через несколько лет Каспар Хаузер (так его назвали) загадочно погиб. При вскрытии обнаружилось, что мозг и печень человека-загадки имели несколько большие, нежели у простого смертного, размеры. Происхождение его так никогда и не было выяснено.

В начале 70-х нынешнего века режиссер Херцог, знавший эту историю, встретил некоего Бруно С., обычного городского юродивого. Бруно, действительно, не знал своей фамилии. В детстве он утратил способность говорить вследствие побоев матери, побывал в тюрьме и психлечебнице. Речевые навыки позже восстановились, но ужас при виде женщин так и не прошел.

Он идеально соответствовал роли Хаузера. (Представить в этой роли, положим, Микки Рурка или Винсена Переса, притворно пускающих слюну из вечно открытого рта - достаточно трудно.) Фильм был снят.

Херцог (не без того) допустил некую толику вымысла - загадочного старика, который, перед тем как одним туманным утром выпустить в мир своего узника, научил его писать "Каспар Хаузер" и произносить одну фразу: "Я хотел бы быть всадником, каким был мой отец." Он привязывал юношу к полу - так что тот не умел даже ходить, кормил только хлебом - так что впоследствии любая пища вызывала у юноши отвращение, ну и прочие мелодраматические подробности... Через пять лет, когда слава о подкидыше-вундеркинде разнеслась широко вокруг, именно этот старик, со второй попытки, нанес Каспару смертельную рану - надо понимать затем, чтобы не быть обнаруженным и наказанным за жестокость.

Однако, по мысли режиссера, жестокость этого старика ничуть не чудовищней жестокости окружающих, которые ставят над найденышем эксперименты и в буквальном смысле зарабатывают на нем, показывая в базарном балагане. Хотя к тому времени Хаузер уже озадачивал своими парадоксами почтеннейших ученых мужей. Хаузер для Херцога - некий пророк, пришедший вразумить мир, опять ни фига не вразумившийся.

К Каспару доверчиво льнут животные, его настигают сны и видения того, что он никогда не видел, и которые он пересказывает совершенно как библейские притчи. Разумеется, он должен быть побит каменьями... И окружающие облегченно вздыхают, когда выясняется, что у него всего лишь были непропорционально развиты части головного мозга.

Если уж искать истоки подобной мифологемы в немецкой культуре, то обязательно следует вспомнить "Житейские воззрения кота Мурра" Гофмана (разумеется, страницы, непосредственно посвященные запискам кота). Того тоже нашли в воде (первые кадры фильма - это туманные проблески в памяти: женское лицо, река, лодка... Просто история пророка Моисея. Именно - пророка.). И точно так же Мурр вскоре проявил сверхкошачьи способности, принялся изводить бумагу. Каспар, в свою очередь, ведет записи о своей жизни, очень таким кошачьим почерком. Экранизация Гофмана, с его сарказмом, разумеется,совершенно не устроила бы неистового Херцога. А вот история нюрнбергского Маугли, его образ, наложенный на привлекательный сюжет - это заманчивое орудие для очередного обвинения или презрительного упрека стандартному человечеству.

Но история имеет и свои последствия. Я в свое время очень удивлялся, как это американцы смогли снять такой гениальный фильм, как "Будучи там" (1979 г., реж. - Хэл Эшби, в нашем видеопрокате фильм иногда имеет детсадовское название "Садовник"). Адаптация к американским реалиям в нем, конечно, присутствует, но скрыть херцоговское лекало едва ли возможно. Американский Хаузер уже стар, он всю жизнь проработал садовником в частном дворике, ни разу не выйдя на улицы Нью-Йорка. Он понятия не имеет о товарно-денежных отношениях, о сложном политико-экономическом устройстве мира. Но вот умирает хозяин, и садовник наконец выходит на улицу, произведя вскоре настоящий фурор. Он лепечет какие-то банальности, воспринимаемые всеми как мудрость невероятной глубины, как сентенции нового Руссо. (Что для Америки, впрочем, не удивительно.) В конце концов, даже президент США делает его своим советником...

Американцы даже не однажды использовали этот сюжет, переработав недавно "Будучи там" в "Форреста Гампа" (и наверняка не подозревая о существовании оригинала).

Можно, конечно, еще раз пнуть (с безопасного расстояния) некомфортного Херцога и комфортных американцев - за его провокации, за его презрение к нам, за их наив и недооценку нас. Но ведь сказано у апостола Павла: "И когда мир не внял мудрости Божьей, благоугодно было Богу спасти юродством проповеди верующих."

Бруно С. снялся еще в одном фильме Херцога - "Строшек" (1977). После чего бесследно исчез...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования