Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Свет женщины" (Франция, 1979)

Режиссер -
Коста-Гаврас

В ролях -
Ив Монтан, Роми Шнайдер, Ромоло Валли, Лила Кедрова


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Коста-Гаврас - космополит высочайшей пробы. Выросший в Греции (хотя Константин Гавровский звучит совсем не по-эллински), начинать кинокарьеру он поехал все же во Францию. В 82-м году сделал попытку поработать в США. А в конце 80-х перебрался туда, судя по нынешнему возрасту, окончательно. О родимой Греции вспомнил лишь в третьем по счету фильме и с тех пор напрочь забыл.

Став заметной фигурой еще в 60-х, Гаврас тем не менее не то что новое течение, даже собственного стиля не выработал. В эпоху господства политического кино - здесь особенно усердствовали итальянцы - он снимал французскую разновидность оного, всякие там путчи, перевороты, Уругвай, "черные полковники". В СССР его за это любили. Затем добрался до "дела Сланского" в ЧССР - и любить перестали, занеся заодно в "черный список" и исполнителей главных ролей фильма "Признание" (1970) - Ива Монтана и Симону Синьоре. И до 83-го, когда был закуплен фильм о событиях в Чили - "Пропавший без вести" (получивший, кстати, в Каннах "Золотую пальмовую ветвь"), а также - после, мы Коста-Гавраса не видели.

О его "актуальных" лентах, впрочем, жалеть не стоит - редкое занудство. Но начиная со "Света женщины", режиссер внял требованиям сменившейся конъюнктуры - и вот об этом пробеле пожалеть стоит. (В 1988 он "перекрасился" еще раз - следуя теперь путем американского социального триллера: истории о ку-клукс-клановцах, о бывших гестаповцах, скрывающихся под маской скромного буржуа и т.п.)

"Свет женщины" - это начало "лирического" (по сравнению с предыдущими, по крайней мере, фильмами) периода. Если говорить просто и коротко - эксплуатация найденной Антониони золотой жилы "отчуждения и некоммуникабельности". О фильмах этого направления сам основоположник как-то сказал блестящую фразу. На вопрос: "Ваши фильмы об угасании чувств?", он ответил: "Нет, об их отсутствии". Сам-то Антониони в то время уже завершал золотой период биографии, но в этом направлении еще настойчиво работали Бергман, Тарковский, Бертолуччи.

Подчеркиваю, Коста-Гаврас - подражатель, один из многих, кто с солидным опозданием восклицает: "Ах да, дело-то скверно!" и ретиво берется за работу, часто обгоняя более чутких предшественников. Вот эта ретивость да несомненный его талант делают таки работы Гавраса незаурядным явлением. И заставляют забывать, что во многом благодаря именно таким творцам, с их злободневностью и глобализмом, сфера интимных чувств осталась в полном пренебрежении.

В фильме множество персонажей, но существенны только трое - двое пожилых мсье и еще очень ничего мадам. Случайно, разумеется, сталкиваются и уже не отпускают друг друга. Если уж судьба столкнула в этом холодном мире - то пользуйся возможностью. Каждый ищет прежде всего, эгоистично ищет, жалости и сострадания к себе. И даже устраивают некое соревнование - кто более их достоин. Более достойного определить невозможно - за спиной у каждого своя бездна, трагедия, пустота, жестокий нравственный компромисс. Минутами буквально не отпускает ощущение, что смотришь продолжение "Последнего танго в Париже", лет эдак десять спустя первой встречи с его героями. Я где-то писал (о Шаброле, по-моему), что разборки персонажей в фильмах подобной тематики часто доходят до абсурда. Ну дак если чувств уже нет, а есть лишь холодный анализ - до него и не мудрено дойти в стерильных словесных баталиях. И вот эта "вторая волна", во главе с Коста-Гаврасом, грань абсурда легко переходят, углубляются далеко в его дебри. Разговор о чувствах, о любви фактически является разговором о смерти. Здесь уже обсуждают и ищут не спасение, а возмездие, не шанс, а последствия. И на практике - сколько не склеивай, чем не скрепляй, какие усилия не предпринимай - ничего жизнестойкого не получается, все равно все разваливается, рассыпается.

Апофеозом течения я бы рискнул назвать работу итальянца Дино Ризи "Призрак любви" (1981). Комедиограф Ризи вдруг снимает - с той же Роми Шнайдер! - мрачнейший фильм, где герой ищет способы заполнить эту духовную пустоту, не замечая, что его возлюбленная давно мертва. Поиск жизненного тепла вообще происходит за гранью жизни! Роковой фильм, оба роковые - в 82-м году Шнайдер покончит жизнь самоубийством. (Или - роковая актриса, вынудившая двух мастеров экстра-класса подпасть под ее мистическое влияние…)

Ну и стоит, конечно, настоятельно рекомендовать фильм поклонникам европейской актерской школы. Помимо указанных после надписи "в ролях" мэтров, в эпизодах можно увидеть Хайнца Беннента, Роберто Бениньи и впервые появившегося на экране Жана Рено. Рено был немедленно взят под опеку Шнайдер, избравшей его на роль своего талисмана. И составившей ему затем протекцию на роль в своем последнем фильме - "Прохожая из Сан-Суси".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования