Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Фламенко" (Испания, 1995)

Режиссер -
Карлос Саура

В ролях -
Энрике Моренте, Марло Майя, Матильда Кораль, Хоакин Кортес, Пако де Лусия


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 0

Зрелищность - 10

Актерская игра - 0
(Сценария и актеров нет, хореография и танцоры - 10)

 

Я почему-то всегда был убежден в некоммуникабельности испанского искусства, в отсутствии у него каких-либо точек соприкосновения с иной этнической ментальностью. Напрочь забывая о Сервантесе и Лопе де Вега, и помня только мрачных Ортега-и-Гассета и Унамуно. И это убеждение только укрепилось, когда советский прокат приобрел "Кармен" Сауры - срединную чаcть танцевальной трилогии, трилогии о фламенко, созданную режиссером совместно с хореографом и танцовщиком Антонио Гадесом. В зале сидело 4 или 5 человек! Но самое кошмарное, что у моей спутницы в тот момент разворачивалась в жизни драма, абсолютно совпадающая с экранной. И она все время истерично комментировала увиденное. Получалось некое стерео кинообраза и реальности. С тех пор к фильмам Сауры и к фламенко я отношусь мистически…

Еще в начале своей карьеры, в 1955-м, режиссер создал документальный фильм "Фламенко", затем была трилогия "Кровавая свадьба"-"Кармен"-"Колдовская любовь", и вот сорок лет спустя снова документальное, 102-минутное "Фламенко", которое был приглашен снимать сам Витторио Стораро, на которое было потрачено всего 4 млн. долларов, но собрано со всей Андалузии 300 исполнителей фламенко - певцов, музыкантов и танцоров.

Час-сорок непрерывного концерта, снятого в стерильных декорациях. Весь цветовой спектр ужат до трех цветов: белый, черный и желтый. А из технических ухищрений - только зеркала.

Первое и навязчиво лезущее все время в глаза - некрасивость исполнителей. (некрасивость - прямо-таки генетическое свойство романских народов. Я знаю только два исключения - Клаудиа Кардинале и мой папа в молодости). Здесь все вопиюще нефото- и некиногенично. Очень редко прибегают к классической бутафории - так и выходят в своих мини-юбках, джинсах и жилетках, со своими облезлыми гитарами. Голоса в любом другом жанре будут казаться непоставленными, фальшивыми, а часто - и просто мерзкими. Все вообще противоречит любым законам гармонии, пластики, зрелищности. И нигде больше применено быть не может. Искусство старух, толстых тетенек, мужиков с бандитскими физиономиями. И одновременно самое изысканное, самое изощренное искусство всех времен.

Звезда танцевальной трилогии - Кристина Ойос - феноменально, неповторимо уродлива. Но когда она начинает танцевать, я неизменно впадаю в столбняк, рефлекторно хочется встать и вытянуть руки по швам. И случись невероятное, скажи мне та же Ойос: "Пойдем…", - я оставил бы любую славянскую красавицу и как болван поплелся бы следом. Таково все фламенко. Оно вынуждает любить и делать то, что совсем не хочется. Оно диктует.

Невозможно не восхититься этой испанской несовременностью. Они плевали на все моды, эпохи и общественно-политические тенденции. Они и до сих пор живут спиной ко всему миру, не собираясь меняться. Эдакая большая пиренейская деревня - где все перероднились, привыкли друг к другу и не замечают уродства своих лиц, примитивности своих песен, неестественности своих голосов. Если попытаться отыскать метафору всей испанской жизни, то это будет субботний вечер в таверне. Сошлись давным-давно знакомые люди, глотнули какой-нибудь дряни темно-красного цвета, кто-то на хмельном подъеме дико заголосил, все грянули в ладони, местная потаскуха задрала подол и начала ногами вытворять такое, что Плисецкая загнулась бы от зависти. Иначе они не могут, но и повторить подобное никто не в силах. Это фламенко. И невольно хочется встать и вытянуть руки по швам…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования