Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Фитцкарральдо" (ФРГ-Перу, 1982)

Режиссер и автор сценария -
Вернер Херцог

В ролях -
Клаус Кински, Клаудиа Кардинале, Хосе Левгой


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

 

Если придерживаться схемы, предложенной мною в разговоре о фильме "Стеклянное сердце", то здесь Херцог решил продолжить развитие идеи, заложенной в "Агирре, гнев Божий". Развитие, так сказать, хронологическое - как обмельчание по мере развития и без того не очень хорошего человеческого материала.

Действие происходит в начале нынешнего века (и опять сюжет взят из реальной жизни) и явно не случайно первые минут двадцать-полчаса режиссер нагнетает атмосферу капиталистической экспансии в доселе чистые и девственные (даже идеалистические) края Южной Америки. Местные нувориши с удовлетворением сообщают, что в их занюханном Манаусе цены сейчас в четыре раза выше нью-йоркских. Они с дурным купеческим шиком скармливают рыбе в бассейне тысячные купюры (в песо, как я понимаю), демонстрируя - сколь быстро исчезают деньги на пустые затеи, которыми одержим главный герой.

Герой же - один из немногих романтиков, чудом уцелевших в прагматичном Новом Свете. Ирландец Брайан Суини Фитцджеральд, чье имя туземное население может произнести лишь на латинизированный манер - Фитцкарральдо. Он тоже дитя своего времени, лишенного привелегий, прав и возможностей королевского рыцаря Агирре - вынужден суетиться, ловчить, вступать в компромиссы. Вначале пытался прокладывать железную дорогу через джунгли. 200 метров проложить успел. Ее уже много лет сторожит такой же одержимый, воюя с ворующими рельсы индейцами - в свое время его, вероятно, свело с Фицкарральдо родство душ.

Сейчас неугомонный ирландец пытается поставить на широкую ногу производство искусственного льда. Но вопреки очевидной пользе и дорога, и лед Южной Америке не нужны.

Прагматизм Фитцджеральда, разумеется, вынужденный - он, оперный фанат, одержим идеей выстроить в своем поселке (где из приличных служб - только бордель) настоящий оперный театр и пригласить на открытие самого Карузо. Отсюда и жажда заработать - не самоцель, но на благое дело. Его идеализм простирается до того, что он заявляет равнодушным современникам: "Ваш мир - это карикатура на настоящую жизнь, которую можно увидеть только на сцене оперы."

В Южной Америке, однако, заработать можно только на каучуке (по вполне знакомой логике белой расы - как можно быстрее выкачать из новых земель побольше добра, не особенно утруждаясь и тратясь). Но и это к тому времени осложнено тотальной распродажей земли. Кроме самых труднодоступных и опасных уголков сельвы.

Хитрая на выдумку ирландская голова составляет следующий план - он таки покупает гиблый участок и подержаный пароход (с помощью хозяйки упомянутого борделя - во какие люди вращают колеса истории!) и снаряжает экспедицию, чья цель - достигнуть по одной реке место, наиболее близко подходящее к другой, на которой собственно и плодоносят вожделенные гивеи. (Такие сложности - из-за непроходимости нужной реки, порожистая зело.) Фитцкарральдо намерен протащить по суше пароход, дабы тот крейсировал от места промысла до склада, планируемого на узком перешейке. А там уж пустят, разжившись, целую флотилию.

Это, впрочем, не все. Тогдашние и тамошние законы предусматривают конфискацию земель в случае, если за девять месяцев не будет получено доказательств их разработки.

И снова, как в "Агирре..", начинается изнурительное путешествие через джунгли. Белый костюм вместо лат и пароход вместо плотов, но все та же внезапно наступающая тишина в прибрежных зарослях - сигнал о наблюдающих недружелюбных племенах, все та же безжалостность предводителя, оставляющего "диссидентов" посреди дикого леса, за много километров от ближайшего жилья. ( И даже одно и то же лицо исполнителя.)

Как ни удивительно, дикие аборигены оказались большими эстетами. Их пленил голос Карузо из грамофонной трубы и они не только не проявили враждебности, но и совершенно покорно, как тягловый скот, впряглись в авантюру Фитцкарральдо, перетащив корабль через холм.

Не буквально, конечно, подняв на руки, как аргонавты - инженерная мысль начала века имела место быть, но тупая физическая работа присутствовала.

Мои постоянные сравнения с американским кино, наверное, звучат раздражающе, но вот парадокс. Американский "Апокалипсис сегодня" известен как самое невероятное кинематографическое безумство. Немецкий "Фитцкарральдо" - снимавшийся тоже три года, стоивший съемочной группе пару жизней (против инфаркта Копполы), сменивший нескольких исполнителей главной роли, стоивший колоссальных средств и трудовых затрат - известен небольшому слою любителей интеллектуального кино. Главное - громче крикнуть, взгромоздиться повыше, рекламой глаза до конъюнктивита замозолить…

Корабль Фитцкаррадьдо весил 28 тонн. Корабль Херцога - 328. Причем, продюсерам пришлось раскошелиться на два натуральных парохода (уж не знаю, зачем понадобился второй).

Тут уж не поспоришь с теорией французского культуролога Жака Бодрийара о стремлении кино и телевидения вытеснить реальность с первого места на второе, превратить оригинал в копию и наоборот. Если уж - в данном случае - не удалось предвосхитить факт моделью, то можно хотя бы улучшить копию, сделать ее более масштабной, более эффектной и, тем самым, выиграть историческое соревнование. Мне трудно припомнить в мировом кино более гипнотичный кадр, нежели всползание корабля на холм. Очень долгий кадр, в котором ничего не происходит. Совершенно как созерцание минутной стрелки. Она-то движется, но самого движения заметить невозможно. Минутная стрелка, которая словно отсчитывает и роковые девять месяцев сделки, и исторический срок идеализма вообще.

С другой стороны: глубоко символично, что труд Херцога остался невидимым для всего мира. Оддин из героев фильма заметил: "Индейцы считают, что их жизнь - это иллюзия, а реальная жизнь происходит во тьме." Мировой кинозритель не подозревает, что маниакальный хорват строит в Перу копию парохода начала века, жители Манауса не ведают, что в джунглях маниакальный ирландец взрывает динамитом холм и гробит индейские жизни ради невероятного проекта, пьяный после успеха предприятия Фитцкарральдо не подозревает, что индейцы ночью перерубили канат и пароход понесло по течению на те самые пороги. Когда экипаж заметил движение, было уже поздно… Корабль так измочалило в неуправляемом плавании, что группа едва добралась до цивилизации.

Сотрудничество индейцев объяснялось просто - они (по вполне знакомой логике желтой расы улыбаясь блюсти сугубо личный интерес) посчитали, что, пустив "белую пирогу" по опасной реке, они тем самым изгонят из нее злых духов. И плевать им было на всякие театры и Фитцкарральдо.

Времени на повторение операции уже не оставалось.

На последние деньги герой нанял заезжую труппу и привез в родной поселок для представления, подарив-таки соседям призрачный театр, дав возможность увидеть "настоящую жизнь", а не "карикатуру на нее". Впрочем, как заметил кто-то из героев: "Джунгли населены призраками и иллюзиями." И тут уже ничего не попишешь…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования