Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Лицо" (Швеция, 1958)

Режиссер -
Ингмар Бергман

В ролях -
Макс фон Сюдов, Ингрид Тулин, Гунар Бьорнстранд, Эрланд Юсефсон, Биби Андерсон


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

Фильмы Бергмана нужно смотреть с соответствующим психологическим настроем...

Я как-то вел беседу с группой литовских интеллектуалов - так вот, наше слово "беседа" абсолютно неприменимо к ситуации. Они, совсем как в анекдотах, изредка заявляли, что мы, славяне, много говорим, а они - люди "сенсибиле" - чувствующие! - и им совсем не нужно сотрясать воздух, чтобы все прекрасно понять. И умолкали на целый час...

В отличие от большинства своих коллег, Бергман не выпендривался и не заявлял, что стремится прежде всего "рассказать историю", интересную зрителю. Его - прежде всего - интересовала игра с категориями онтологическими, бытийными. И очень мало - ажиотаж среди дурных девок, как какого-нибудь Кину Ривза.

Характерно, что в этот период, когда окружающие еще не совсем поняли, что он не просто Бергман, а великий Бергман, режиссер все-таки отдавал дань внешней привлекательности своих работ - пейзажи запечатлевал, динамику сюжета поддерживал, людишек вроде бы ненужных в кадр сгонял. Позже все происходило в стерильных декорациях одной-единственной комнаты, практически без мебели, больничных каких-то цветов, где этими онтологическими сущностями жонглировали двое персонажей (очень редко - больше). Но об этом в другой раз...

Пока же у нас - 1846 год, опушка леса, где собирается после привала продолжить поездку группа странных персонажей. Здесь даже на зловеще каркающего ворона просто плюют (и попадают). Лес впереди - с дурной славой, но самое страшное в нем - спившийся актер, который признает во встречных коллег, что те отрицают, однако наличие искусственной бороды и крашеных бровей оспорить трудно. Тут же, в карете, встречный дает дуба (вскоре, правда, выясняется, что это была лишь алкогольная кома).

Все становится на места в ближайшем городке, где группу сразу, как говорит наша ППС, задерживают, а не арестовывают (и досматривают, а не обыскивают). Выясняется, что алкаш во многом был прав - перед нами знаменитый гипнотизер Фоглер со свитой. О его сеансах давно уже идет дурная слава и отцы городка (чьи лица очень невыгодно смотрятся на фоне арийского чекана Макса фон Сюдова) решают проверить гастролера "на вшивость".

Приезжие, действительно, мало кому нравятся в городке. Ну, как обычно - девкам нравятся, а суровые потомки викингов бубнят в кабаке: "Есть что-то в таких лицах. Их нужно растоптать, такие лица. Когда я вижу такое лицо, мне его хочется ударить."

И устраивается сеанс. Серьезные бюргеры ехидно выхватывают у артистов занавеси, открывая механические приспособления, и веселятся, как дети-дауны. Наконец, предлагается сеанс внушения - да вот хоть на нем! И рослый вышибала, тот самый, которому топтать-то хотелось, вдруг оказывается легко внушаемым и беспомощным. Как только с него снимают внушение, он вцепляется в глотку Фоглера. Доктор констатирует смерть гипнотизера и требует вскрытия для торжества позитивизма. Тут начинается чертовщина...

Вообще, фильмы Бергмана - любые! - не стоит смотреть на ночь. Даже если вас уверили, что у него очень тонкое чувство юмора.

Теперь о названии. Автобусная или пивбарная ситуация: физиономия, мол, мне его не нравится - разумеется, тему не определяет. Вся кинокритика давно и дружно сошлась во мнении, что здесь речь о соотношении лица и личины, лица и маски. Что совершенно верно. Фоглер (таки более мистически вооруженный, нежели окружающие) появится вскоре - уже без бороды, парика и жалобно заканючит: "Дайте нам немного денег, и мы уедем." Доктор, который штаны от фокусов гастролера таки замочил, и его ортодоксальные единомышленники, больше от обиды, нежели ради истины, будут настаивать на наказании. Артистов спасет королевское письмо - видеть их хотят при дворе.

Лицо фокусника снова приобретет достоинство, лица чиновников оное снова утратят. Можно порадоваться за спасенных жертв бюрократии и местечкового самодурства. На Фоглере, конечно, грех - вместо себя он подсунул все еще живого алкоголика, чей "труп", вопреки медицинской азбуке, все время кровоточил. Но, с другой стороны, его ведь вынудили... эти... законопослушные и богобоязненные. И человечек, конечно, так себе был. Но вот тут вопрос - а когда же герой был в маске? Он в самом деле счел себя более "дорогостоящим", чем забулдыга-лицедей? Вышибала, принявший на душу кажущийся грех убийства, удавился утром же в сарае. А тут - к самому королю на потеху зазывают.

Но на это в фильме особенного внимания не обращается. Хотя и не мной нафантазировано. Кстати, некоторые из свиты после этой истории предпочли отправиться своей дорогой.

Зато у Бергмана поклонников прибавилось значительно.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Неплохая рецинзировка, а сам фильм просто супер!!!

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования