Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Император и убийца" (Китай-Франция-Япония, 1999)

Режиссер -
Чен Кайге

В ролях -
Гон Ли, Чанч Фенчи, Ли Ксиджан, Сан Жоу


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

 

Предсказать чей-либо кинематографический успех совершенно невозможно. В начале 90-х все дружно - практически в форме массового психоза - ринулись смотреть и отдавать призы всех фестивалей "дальневосточному" кино. Это обтекаемая формулировка. Бум был порожден исключительно китайскими авторами, варьирующими копродукцию Китая, Гонконга и Тайваня. Мне трудно судить о внутренних достоинствах этой очередной "культурной революции" - поскольку я не ринулся. И объясню почему. Дальневосточная (в самом широком смысле - включая и Корею, и Японию, и юго-восток) культура - это та ее стадия, что имела место быть в античности, в Европе окончилась вместе со Средневековьем, а России вовсе незнакома. Зритель, собираясь на зрелище, заранее знал его во всех подробностях! Вплоть до узора на салфетке и фразы на 25-й минуте действия! А также - о всех смыслах и символике, заложенных и в узор и во фразу. Не зная всего этого, рискуешь, как минимум, ничего не понять, а как вершина неприличия - понять совершенно извращенно. А я снобизмом не страдаю…

Тем не менее, в 1993 году Чен Кайге стал первым китайцем, получившим "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах ("Прощай, моя наложница"). Что с ним происходило последующие семь лет - мало кто знает. Но в 2000-м вышел на видеокассетах русский перевод "Императора и убийцы", который сочли необходимым показать все телеканалы, манкирующие авторским правом. Семь лет разделяют одобрение критики и дистрибьютеров и "санкцию" на широкий показ. (Нечто подобное сейчас происходит и с японцем Такеши Китано. Что, кстати, или некстати, наводит на определенные мысли. Оба допущены в свет только пройдя гомосексуальную тему. Инициация просто какая-то! Заговор!..)

Дело происходит в третьем веке до н.э. Император из династии Цинь (не знаю - существовал ли он на самом деле - зато честно признаюсь) решает выполнить завет предков и объединить все царства Поднебесной, прекратив вражду и кровопролития. В результате получается такая резня, что название фильма становится многозначительным: то ли это перечень действующих лиц, то ли характеристики заглавного персонажа. Во всяком случае, с наемным убийцей - гибридом Шо Косуги и Жана Рено - император в личной схватке расправился играючи. Есть еще и дама. (В "Прощай, моя наложница" расстановка сил была идентичной.)

Первое и последнее, что меня смутило - это совершенно не похоже на эпические работы Куросавы, вроде "Трона в крови", "Тени воина" или "Смуты". (Упреки ориенталистов пока не принимаются.) Но очень быстро осенило: ба! - да это "Последний император" Бертолуччи под копирку! (Для упреков все еще рано…) А то и палимпсест "Фанни и Александр" Бергмана.

У Куросавы бывает двояко: то ли индивид, ПАССИОНАРИЙ навязывает свою волю обществу и истории, то ли общество в целом - сложный механизм индивидов с высоким названием "народ" - эту самую историю формирует (второе совпадает с русской традицией - например, с бондарчуковскими эпопеями. И, судя по всему, совсем не случайно, что с 1970-го по 1980-й всемирно признанный Куросава смог получить реальную работу лишь на "Мосфильме". Один фильм за десять лет! После "Расемона", "Семи самураев" и "Додескадена"!!!) У Кайге (Бертолуччи, Бергмана, до последнего Спилберга) сами понятия "народ" и "индивид" (личность) нивелированы, стерты, не заполнены до истинной меры - говно, попросту говоря. Они оперируют фигурами, ХАРИЗМАМИ - в коих важен лишь характер, страсть, уделенные им судьбой. И выходит почти бессознательное столкновение нескольких одержимостей (конкуренция) - с достаточно предсказуемым результатом. Так что нравственная сторона здесь даже неуместна - трудно понять: оправданы ли невероятные жертвы во имя удовлетворения страсти (не ведающей различия между субъективным и объективным) или нет…

Общее в судьбе Куросавы и Кайге все же есть. Их прорыв в западном направлении смог произойти по единственной причине - унификации творчества с кинематографом белой расы, дешифровкой этнических смыслов, когда русский или француз сможет переварить уже не 10% увиденного, а скажем 40-60-70. Куросава (неприятно говорить, но тоже гомосексуалист - что за фильтр такой?!) позволил себе только эстетический, формальный компромисс. Кайге довольно легко и быстро перенял суть, этику Запада (мы, понятное дело, здесь не при чем) - естественное, кровное ницшеанство.

Что, впрочем, не лишает нас роскошного зрелища.

А теперь можно и упреки от ориенталистов…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования