Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Эдвард II" (Великобритания, 1991)

Режиссер -
Дерек Джармен

В ролях -
Стивен Уоддингтон, Эндрю Тирнан, Тильда Суинтон, Найджел Терри


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

Как ни странно, человек, создававший в свое время в качестве художника-постановщика феерические декорации к фильмам Рассела "Дьяволы" и "Дикий мессия" и не так давно навороченные клипы дуэту "Pet Shop Boys", в собственных режиссерских работах предельно скуп и аскетичен. Богатый барочный текст пьесы Кристофера Марло сопровожден здесь настолько скромным видеорядом, что и без того не стремившийся к историчности фильм становится просто антиисторичным. Кроме Мейерхольда никаких аналогий в голову не приходит.

Джармен и раньше использовал тактику уличных театральных трупп - главное текст и игра, а костюмы и декорации то ли третьестепенны, то ли вовсе не подразумеваются. В "Караваджо" (1986), например, появление телефона или мотоцикла в стилистике Ренессанса откровенно коробило. Здесь же метод из тактического стал стратегическим - и эффект неестественности, наигранности ушел. Кроме подчеркнуто бутафорского трона ничего в фильме не говорит о реальном времени происходящего. Очень возможно, что режиссер наткнулся на какой-нибудь завод, где демонтировали все оборудование, и там, среди голых беленных стен быстренько все отснял. Современные костюмы, очки, плейеры, все курят, носят камуфляж и автоматическое оружие, устраивают митинги с плакатами "Гомосексуальная страсть - не преступление"…

Отрадно, что режиссера нельзя причислить к жеманным и наглым педерастам. Он мудрец. Какими были Сократ, Уайльд и Висконти. Деваться-то ему некуда, но он находит силы и волю признать неестественность своего естества. Стать на висконтиевскую позицию: "Болезнь - питательная среда для гения". Грязная история с Эдвардом - это повод для него порассуждать, на самом высоком градусе, о банальном конфликте личных страстей и политической ответственности, когда среда столь же нечистоплотна и безответственна, о личной драме, безотносительно даже к ориентации. Но не только.

Здесь все, подчеркиваю, без истерик и дурацких "прав человека". Вот, положим, у самых бездарных голливудских режиссеров есть редкое умение. Если какой-нибудь пижон Джеймс Бонд у них лихо побеждает русского генерала, русский зритель все равно переживает за Бонда. В "Эдварде" такого не случается. То ли этот разрыв намного глубже и шире, то ли Джармен предельно честен.

Дружок Эдварда прибывает из Франции сразу же после воцарения монарха-извращенца. Ну, допустим… Монарх его - плебея - мгновенно увенчивает таким количеством званий и чинов, сколькими ни один дворянин за историю Британии не обладал. Дружок, в отличие от Джармена, педераст наглый. Не знаю, что уж там было раньше, но ныне он чувствует себя большим королем, чем сам Эдвард - репрессирует духовенство, оскорбляет королеву, прикармливает за счет казны кодлу "голубых". И получается, что репрессии гетеросексуальной половины двора - ответные, защита. И ни малейшего протеста не испытываешь.

Жалость или сострадание появляется потом - когда status quo восстановлен. Половые легитимисты оказываются (по Джармену) такими честолюбивыми и аморальными свиньями. Грязи на троне меньше не стало, а жизнь погублена - и вовсе не ради тех соображений, которые провозглашались. Так… удобный пропагандистский ход.

Очень релятивистский фильм. Однако, Эдварда жалко. Бориса Моисеева с его кокетливой драмой отчуждения - не жалко. А Эдварда жалко…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования