Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Этот смутный объект желания"
(Франция-Испания, 1977)

Режиссер -
Луис Бунюэль

В ролях -
Фернандо Рей, Кароль Буке, Анхела Молина, Жюльен Берто


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 10

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

Купить этот фильм в формате
MPEG4
 

Если название переводить по аналогии с русскими идиомами (чего я всегда был сторонником), то легко получается - "Любовь слепа". Этому не противоречит содержание и идея фильма. А тот факт, что главную героиню играли две актрисы (это самый крутой из наворотов Бунюэля!), дает лишний козырь нашему варианту. Сам Бунюэль почему-то был уверен, что никто и не заметил этого трюка.

"Объект", о чем мы уже писали, завершает "старческую" трилогию с участием Фернандо Рея (и - увы! - творческий путь режиссера). В "Виридиане" его значение было невелико: отказ возлюбленной - самоубийство героя. В "Тристане" режиссер и героиня помучали позднего влюбленного достаточно, и откровенно подтолкнули в могилу. А вот здесь наступил черед трагикомедии и вполне трезвого отношения к существу вопроса.

Впрочем, сюжет режиссер откровенно перенес (широко разветвив его) из фильма вне пределов трилогии - "Скромное обаяние буржуазии". Там есть потрясающая сцена - аппетитная мухерита совершает покушение на иноземного посла (в исполнении того же Рея). Тот, обезоружив ее и чувствуя полную власть над ней, пытается террористку уестествить. Он под юбку, она к пистолету - кто кого...

Здесь терроризм убран как преграда для половой гармонии, но заявлен как внешняя угроза хоть для счастливой, хоть для несчастной любви. А героя таки грабят приятели предмета его страсти, благодаря чему есть повод поговорить, ну и так далее.

Так вот - мало того, что две исполнительницы одной роли превращают фильм в чертовски интересную игру: кто же сейчас?.. - это еще и важные структурные элементы. Одна из них - настоящая, такая, какой ее видят все. Другая - образ для охмурежа именно тебя (любовь слепа...), образ, созданный совместными, так сказать, усилиями.

Как она издевалась над мужиком, стерва! Как пудрила моги со своим целомудрием, со своей вечной любовью! Я, честно говоря, ожидал обратного варианта "Тристаны" - он просто обязан был ее убить! Я бы убил.

Не знаю - зачем, но женщине всегда нужен кто-то, кого можно безнаказанно мучать. Обычно это беззаветно любящий - он слеп, зависим и безоружен. Ей льстит, что она - такая мелкая, дешевая и гнусная - получила безграничную власть над сильным, благородным и честным визави - и упивается этой властью. "У меня нет ничего более драгоценного, чем я", - говорит героиня. Это диагноз. Поелику речь в данном случае шла о банальном сексе, а не о мифических богатствах женской души.

Вот об этом, собственно, и фильм. О беспримерной спекуляции, которую мы вынужденно прикрыли флером высоких чувств. Тут нет места ни приземленным собственным удовольствиям, ни опять же мифической женской любви, а есть сугубый расчет впарить себя подороже, повыгоднее, понадежнее.

Заканчивается фильм двумя весьма выразительными метафорами. Получившие наконец каждый свое герои останавливаются у витрины, где пожилая мадам штопает окровавленные кружева. Я это понял как житейское затягивание трещины, образовавшейся в досвадебный период. (Да и трудно понять иначе.) Прореху-то заделают, но шов и пятна останутся. Дамам, читающим эту страницу, следует помнить, что насилие, которое они осуществляют над чувствами, оставляет в мужской душе изрядные шрамы. Рано или поздно это о себе напомнит. Так что еще неизвестно, кто окажется в выигрыше...

И сразу же за этим гремит взрыв. Теракты, гремевшие вдалеке и вокруг, настигли и наших героев. Так что в выигрыше вообще никто не оказался. Жизнь - вещь ненадежная. И ради чего же тогда...

Джентльмена мне было жалко.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


когда я смотрела этот фильм в первый раз, я действительно не поняла, что гл. героиню играли ДВЕ РАЗНЫЕ актрисы - я видела разницу, но мне почему-то казалось, что это грим. а вот финальная сценка штопания окровавленных кружев мне, честно говоря, напомнила попытку восстановления девственной плевы... но я лучше ещё раз пересмотрю фильм. чтобы понять, что к чему. эх, люблю я бунюэля...


Фильм очень понравился. То что две женщины играют одну героиню я понял почти сразу, со второй сцены. А вот ключи-загадки, оставленные Бунюэлем, это конечно гораздо сложнее и неоднозначнее. Помните, когда Фернандо Рей платит мамаше героини за то, чтобы она с ним переспала, мышка попадает в мышеловку. В процессе просмотра кажется, что это девушка попалась, а на самом деле наш влюбленный кавалер. Далее, муха в стакане, вот что ловит главный герой, но он, ослепленный любовью этого не понимает. А мешок, который он тащит, общаясь с героиней - вполне очевидная метафора. Что любопытно, этот мешок появляется первый раз тогда, когда девушка соглашается быть любовницей нашего героя. Метафоры вообще очень сильные, что вообще характерно для Бунюэля. Фильм оставляет ощущение какой-то хрупкости, зыбкости, ненадежности нашего бытия. Постоянно взрываются автомобили, человека обворовывают посредине дня, на улице совершается убийство, героя выкидывают из машины, а его слугу избивают. В поезде Фернандо Рей говорит, что на самолетах опасно летать, мол террористы захватят и вообще не там приземлишься. Таким вот образом достигается глобальность повествования. Весьма забавна кстати встреча в поезде. В поезде, едущем по-моему из Мадрида, встречаются в одном купе житлеи Парижа, причем знакомые по цепочке друг с другом. Поэтому драма героя вынужденно становится достоянием всех, естественно о ней узнают и знакомые его, хотя происходит все далеко от Франции. Всё что происходит на этом фоне вряд ли можно назвать банальной love story. Мне кажется это всё - большая метафора, означающая нашу жизнь. Вся эта непостижимость, игра в кошки-мышки, деньги, эта тоска, это нежелание что-либо делать, эта опасность быть ограбленным и убитым в любой момент, эта фальшь любви, весь этот сюр нашей жизни. Повторюсь, cильное впечатление произвел фильм
Alex alsirius@newmail.ru


Не совсем согласен с основной идеей рецензии - по моему самое интересное в фильме то, что они оба друг друга стоят - ему от нечего делать хочется трахнуть девственницу, ей - отыметь богатенького папика. Только он - изначально в проигрышной ситуации из за того, что слишком самовлюблен и самоуверен...

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования