Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Ущерб" (Франция, при участии Великобритании, 1992)

Режиссер -
Луи Малль

В ролях -
Джереми Айронс, Жюльет Бинош, Миранда Ричардсон, Руперт Грейвс, Лесли Карон


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 6

Актерская игра - 8

 

Предпоследний фильм Малля, земля ему пухом, я бы расположил, будь таковая, под рубрикой "Аристократическое кино". Даже вовсе не потому, что все его герои - знать: дочь дипломата, сын министра, сам министр; а пролетариям остается только трупы уносить…

Есть у его работ, как у персонажа Айронса, убийственное хладнокровие и отстраненность аристократа от всего сущего. Он снимал фильмы, у которых нет автора. Даже не потому, что так и не выработал своего стиля, своих узнаваемых особенностей, не очертил хотя бы круг коронных тем. На экране может происходить Бог знает что. Но никогда режиссер не подкочегарит, не применит усиливающих патетику средств, не прокомментирует даже. Просто фиксирует, как судмедэксперт, как нормировщик какой-нибудь, и передает дальше, по инстанции. Зрителю.

Министр (английский!) знакомится со своей будущей невесткой. Жюльет Бинош в этой роли невероятно хороша и сексуальна, что с ней редко бывает. Она буквально на следующий день раздобывает номер его служебного телефона, ее соединяют, он требует адрес, несется и прямо на полу… без всяких "здрасьте". Министр! Английский! Пятидесяти годков! Ну заливают. Вот так пешком, без охраны по всей Европе и бегает. Ну загнули! Это - первое.

Дальше она - то на полу, то на кровати - с отцом и сыном одновременно. И не спеша готовится к свадьбе с младшим. Тут бури должны быть. А ни фига! Бриз, разве что. Это - второе.

И вот стиль без стиля, фильм без автора все это не только делает удобоваримым, но и превращает едва ли не в шедевр. В некоторых местах просто наступает затемнение, как в кино 20-30-х. Все некрасивое, неприличное, мелкое просто опускается. В который раз прибегну к сравнению с шедеврами живописи: смотришь, лица у всех равнодушные-равнодушные во время трагедии, а шедевром быть не перестает!

В фабуле ленты есть все же небольшой люфт - определенная фрейдовщина. Героиня буквально носит в себе зародыш трагедии - в нее когда-то был влюблен собственный брат, и, увидев ее с другим, покончил с собой. И вот теперь любовь для нее всегда двойственна - жертва и экстаз. Причем, у каждой составляющей должен быть собственный носитель. Сегодня - министр и его сын. Если добавить, что сын похож на покойного брата, то - сами понимаете, что получается. Не могу не восхититься в данном случае волей режиссера, сумевшего превозмочь тотальное влияние психоанализа на западный мир и заслонить указанный мотив поистине классической трагедией. Мотив этот можно и вовсе не заметить, чего, конечно, не скажешь о явно спровоцированной им фразе: "Ущербные люди опасны - они знают, что могут выжить".

Я рискую быть субъективным, но "Ущерб" я смотрел вскоре после "Зверя" Боровчика и узрел в нем некий прагматичный вариант той же темы. Ущербные ЗНАЮТ это и смело выпускают из другого наружу внутреннего зверя. Зверь непременно гибнет. У него такого знания нет.

В "Ущербе" гибнут сразу трое: один буквально, двое - морально, нравственно. Лишь с хорошенькой девочкой Жюльет Бинош ничего не случается. Даже напротив. Совершенно опустившийся министр как-то встретит ее - мать семейства, которая "ничем не отличается от остальных". Между этими двумя фразами фильм и зажат - как улика, как вещественное доказательство.

Нам, наверное, предложили подумать - стоит ли восполнение ущерба такой цены?

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования