Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Крик" (Италия-США, 1957)

Режиссер -
Микеланджело Антониони

В ролях -
Стив Кокрейн, Алида Валли, Дориан Грей, Бетси Блэр


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

Фильм о человеке, который бродит в тумане.

Антониони чрезвычайно любит туман, промозглую погоду, невидимо падающие капли. Сколько бы он не менял стиль и направление творчества - туман остается. Особенно - в головах персонажей. Прояснений не бывает. Дочка говорит персонажу Кокрейна: "Папа, я двойку получила". "Молодец", - задумчиво отвечает папа. Этим вполне можно объяснить всего Антониони. Хотя фильмография достаточно четко делится на мало похожие периоды, каждый со своей сверхзадачей. И, оказывается, все эти сверхзадачи вполне решаемы с помощью одного коронного образа - вот этого тумана в голове героев.

Антониони начинал документальными фильмами, претендуя на звание первооткрывателя неореализма (и, главное, никто не спорит). Затем - недолго - вполне массовое кино. Еще короче - период "Крика". И только затем - тот Антониони, который всем известен и который классик: певец отчуждения и некоммуникабельности. (В середине 60-х, правда, видоизменивший и этот жанр - вернее, добавивший к нему некий мистический, метафизический, подсознательный элемент. Все это очень трудно укладывать в точные определения.)

Нас интересует период "Крика". Своеобразные угрызения совести за предшествующие детективно-мелодраматические сюжеты, и попытка реабилитации впадением в иную крайность. Возврат к неореализму и стремление сделать из него интеллектуальный продукт. (Я так полагаю, не случайно в фильме несколько раз поминается река По и ее наводнения. Дебютная работа автора - "Люди с реки По" (1943) - и есть одновременный дебют неореализма: документальный рассказ о борьбе жителей поймы реки с последствиями наводнений.) Таковых продуктов вышло все два - "Подруги" (1955) и он, родимый... Основные приметы: персонажи из низших слоев и точно воссозданная социальная обстановка.

Италия оказалась для кино страной уникальной. В течение ХХ века эта самая обстановка в ней менялась четырижды: монархия, фашизм, краткий, но интенсивный период увлечения социализмом и, наконец, рывок в капитализм, в самый гадюшник - "большую семерку". И у итальянских кинематографистов имелась возможность запечатлеть - не ретроспективно, а аутентично! - процесс развития капиталистических отношений, со всей его жестокостью к широким слоям населения, свидетельства каковой (жестокости) - по причине отсутствия средств массовых коммуникаций в соответствующее время - остальной "шестеркой" были благополучно скрыты. (У нас в 90-х иной вариант: контрреволюционный переворот вместо достаточно долгой эволюции, да и подавляющее большинство творцов оказалось как раз в стане контрреволюционеров - посему подобных кинодокументов не появилось.)

И тут уж на пропаганду не свалишь. Хотя в советском прокате работу переименовали в "Отчаяние", что, на мой взгляд, даже уместнее. Поскольку только этот из всех антониониевских "туманов" можно определить конкретным термином - и именно "отчаянием". (В сегодняшней видеоиндустрии непременно нарекли бы "Стресс".) От отчаяния герои и теряют голову, и совершают нелогичные поступки (попробуйте все-таки проследить за собой в минуты отчаяния), и бросаются головой вниз со многометровой высоты...

Это вовсе не значит, что прочие "туманы" режиссера имеют меньшее право на жизнь. Просто точного слова нет. Антониони так и не смог превозмочь тяготения к высокому стилю и изысканному способу изъясняться. Но (и вот тут я признаю его гениальность) свои "ломки" он обратил в достоинство - сменив сверхзадачу, он не совершил насилия над эволюцией собственного творчества. Если совсем просто: то, что он снимал в дальнейшем - это реакция близких ему по морфологии победивших. Награбили, нажрались до колик... - а туман. И даже не могут объяснить - ради чего же, псы, народу столько славного загубили, заставили прыгать с этих изряднометровых индустриальных высот.

Ну, да мертвые сраму не имут - а вы жрите дальше! Поглядим, что получится.

Впрочем, об Антониони я могу рассуждать бесконечно...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования