Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Антракт" (Entr’acte) (Франция, 1924)

Режиссер -
Рене Клер

В ролях -
Эрик Сати, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рей, Жан Бьерлин



Оценки

Общая - 7

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 6

 

Советский кинопрокат время от времени закупал фильмы Клера, наиболее известным из которых стал "Большие маневры" с Жераром Филлипом и Мишель Морган. Но как был бы удивлен советский зритель, увидев "Антракт" и узнав, что это тоже плод работы режиссера куртуазных "Больших маневров".

В момент появления "Антракта" Клер уже был известен (в узких кругах) как автор полнометражной "фильмы" "Париж уснул" (его закупила даже нэпманская Россия и крутила под свирепым названием "Дьявольский луч"). Фильм хоть и имел фантастический сюжет, но был вполне "комильфо" и не пытался вызвать раздражение у буржуазной публики.

И тут - "Антракт".

Достаточно взглянуть хотя бы на список исполнителей: авангардный композитор Эрик Сати, авангардный художник Марсель Дюшан, авангардный кинорежиссер Ман Рей… Последний как раз и заразил Европу страстью к авангарду. (А что еще мог предложить Старому Свету американец, как не разрушить то, что она так долго создавала? Кстати, он первый, по моим наблюдениям, кто показал в кино обнаженное женское тело - что по тем временам должно было быть весьма революционным. Возможно, кто-то и раньше телешил дам перед камерой, но я не видел…)

Присутствующий в том же списке Франсис Пикабиа - человек весьма широких интересов и способностей - был инициатором всего проекта. В означенный период он, в соответствии с широтой способностей, оказывал помощь сезонам шведского балета в Париже. Заказав Клеру фильм, сам же написал сценарий и принял участие в съемках.

"Антракт" - это в самом деле 14-минутная киноработа, демонстрировавшаяся в антракте между двумя актами балетного спектакля. Как написал кто-то из историков кино: это был антракт в обыденной жизни, в размеренности буржуазного уклада. За точность цитаты не ручаюсь, но подобная восторженная белиберда.

Помимо общей слабости тогдашней технической базы, несовершенство "Антракта" усугубляется еще и тем, что его постановкой занимался не солидный киноконцерн (а кто станет тратиться на баловство и "пощечины общественному вкусу"?), а группа энтузиастов. Отдельные кадры - это просто мельтешение смутных пятен, за которыми едва угадываются то городской ландшафт, то чья-то прическа. Но общая канва такова. Двое месье - один во фраке, с моноклем, тростью, другой - с типичным богемным бантом на шее, заряжают пушку на крыше одного из парижских зданий и выстреливают прямо в зрителя, что похлеще "пощечины" русских футуристов.

Затем - что тоже весьма революционно - через стекло снизу снимают исподнее резвящейся балерины. Для куражу демонстрируют бородатое лицо того, кто резвится. Но потом восстанавливают морфологическую правду. ("Шутка!")

Потом появляется единственный профессионал - прима шведского балета Жан Бьерлин, развлекающийся в тире стрельбой по яйцу, танцующему в струе фонтана. Кто-то имеет на него зуб и коварно стреляет из-за угла. Бьерлин падает с крыши. Круто? Ого-го…

Устраиваются похороны. В катафалк впрягают верблюда, которому явно не по нраву движение на парижских улицах, и он пускается полным аллюром. Чинная процессия, потея в своих жилетах и болтая выскочившими на ходу брегетами, несется вслед за ним. На коварном повороте гроб вылетает. Из него невозмутимо выкарабкивается Бьерлин и некой волшебной палочкой по очереди растворяет в воздухе запыхавшихся "скорбящих", а затем и самого себя.

За исключением нескольких, но похожих глупостей - это все.

Революционно? Ну так…

Я уже давно заметил, что люди, пытающиеся "сказать новое слово", "расширить перспективу", остаются в большинстве своем лишь образцом заблуждений эпохи, мало интересным даже непосредственно следующему за ними поколению. Клера спасает лишь присущая ему всю жизнь ирония, без которой обошлись разве что пресловутые "Большие маневры", посвященные вечным ценностям. В самом деле - "Антракт" больше похож на фильмы Чаплина или Гарольда Ллойда, нежели на творения единомышленников режиссера по авангарду. Клера интересуют не столько формальные поиски или то же "новое слово", сколько приятный процесс хулиганства и кривляния.

Легендарный кинорежиссер Альберто Кавальканти (отдавший немалую дань киноавангарду), классифицируя авангард 20-30-х, отнес фильм Клера к самой малочисленной из трех его разновидностей - экстремистского или "чистого" кино. Каковое по большей части ассоциировалось с деятельностью течения дадаистов - в чистом виде хулиганов-художников и хулиганов-поэтов. Характерно, что дадаизм приказал долго жить вскоре после премьеры "Антракта". Он и без того мало что имел сказать окружающим. А тут и вовсе оказался исчерпанным за 14 минут демонстрации.

На свято место тут же пристроился сюрреализм, относящийся к себе с полной серьезностью - вплоть до мании величия (что демонстрируют хотя бы жизнь и творчество Сальватора Дали). Но о нем - как о продолжателе традиций авангарда - у нас еще будет повод поговорить.

Клера же этот единственный опыт кинопровокации вполне излечил от страсти к экстремизму. Он в двух-трех последующих фильмах ввел отдельные элементы эпатажа и новаторства, но быстро нащупал золотую середину и остался в истории кино автором весьма своеобразных картин - иррациональных комедий (это я придумал для личного пользования), которым в немалой степени обязано своим успехом все комедийное кино Франции. Надеюсь - у нас появится повод поговорить и об этой стороне творчества прижизненного классика мирового кино.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Не в теме - не берись писать... Про дадаизм - полную глупость сморозил. Стыдно!

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования