Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Черная кошка, белый кот"
(США-Югославия-Франция, 1998)

Режиссер -
Эмир Кустурица

В ролях -
Байрам Северджан, Серджан Тодорович, Бранка Катич, Флориан Адждини


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 9

Актерская игра - 7

 

Банальность о вундеркиндах - которые получают только аванс, а вот зарплату… - неумолимо подтверждается и с "балканским вундеркиндом" Кустурицей. В 90-х призер практически всех кинофестивалей снял всего три фильма. Некоторые, впрочем, и до этого не дотянули. Но - во-первых - это было десятилетие столь трагичное и насыщенное событиями для родины режиссера, как ни для одной другой страны мира. Во-вторых, ничего - ну ничегошеньки! - нового он в этих трех не придумал. Просто разбирал три фильма 80-х на составные части, как конструктор, и складывал заново некую отвлеченную конструкцию. Иногда получалось лучше оригинала - "Подполье" в 95-м отхватил "Золотую пальмовую ветвь". Но это скорее из-за политической конъюнктуры, нежели из-за внутренних достоинств. Получил же "Ветвь" в 1981-м злобный и занудный "Человек из железа" Вайды, дабы смутьянов из "Солидарности" подбодрить.

Примечательно, что Кустурица впервые не принял никакого участия в создании сценария, а фильм совершенно кустурианский. Творческую манеру сымитировать (особенно в кино) невозможно, а вот конструктор - отчего ж? - он штампованный, у него ГОСТ.

Не хочу, чтобы меня поняли превратно - фильм хороший, интересный фильм. Для тех, кто смотрит Кустурицу впервые. Но если видел какую-нибудь из предыдущих (а не дай Бог две-три!) работ, то оттопыренная нижняя губа обеспечена. Чтобы совсем уж точно передать ощущение - это как после пинкфлойдовского "The Wall" слушать "The Final Cut".

Словом, Кустурица снял еще один фильм о еще одной свадебной неразберихе. Для чего с избытком хватало "Дома для повешенья" и "Подполья". Составные части - до оскомины: трогательная подростковая любовь с препятствиями (все шесть фильмов), бравурная линия "деды-внуки" (минус "Аризонская мечта"), мистические, а то и вовсе сказочные способности персонажей (здесь уже из мертвых воскресают, куда там телекинезу из "Дома для повешенья"), декларативное столкновение архаики с современностью, финал традиционно превращается в карнавал, во всеобщее примирение и ликование. В "Черной кошке…" так и вовсе главный злодей буквально оказался по уши в дерьме и смирился, после чего последовал титр "Happy End". (Кстати, в 90-х прорвалась наружу необъяснимая тяга интеллектуалов к упомянутой субстанции: у нас Кончаловский в "Курочка-ряба" посмаковал, в Англии создатели "На игле" наступили…) В общем, торжествует принцип "Свадьба и похороны не стыкуются" и персонажи, как в последней американской комедии, заняты перетаскиванием и припрятыванием покойников - дабы не омрачать своего эпикурейского бытия.

Очень, кстати, похоже, на старые грузинские и итальянские фильмы. (Только без трупов и дерьма обходились предшественники, да и стрельбы было поменьше.) Стихия, понимаешь, народной жизни, чувства нараспашку, трагедии и праздники безо всякой дозировки. Но аристократичные Витторио де Сика и Тенгиз Абуладзе прекрасно могли передать дух "бессмертной пошлости толпы" и национальный темперамент. Кустурица же ловко подменил темперамент хаосом. Попытка разобраться в котором главный, но, пожалуй, единственный стимул для знакомства с редким продуктом из мастерской Кустурицы.

А еще мне навязчиво вспоминались фильмы Отара Иоселиани - также мастера одной темы и одной манеры, но оказавшегося много проницательнее и мудрее. Столкнувшись с феноменом практически полной идентичности двух первых работ (тот же эффект "The Final Cut"), он с тех пор неостановимо катается по миру, ища новую провоцирующую среду для своего маленького театра: деревня, Париж, Африка… - и на результат грех жаловаться. Кустурица путешествует намного чаще, но в основном послушать аплодисменты в свой адрес, а "театр" спивается и матереет в родном захолустье.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования