Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Кармен" (Испания, 1983)

Режиссер -
Карлос Саура

В ролях -
Антонио Гадес, Лаура дель Соль, Пако де Лусия, Кристина Ойос


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 9

Актерская игра - 7

 

Во второй части своей трилогии о фламенко режиссер Саура и хореограф Гадес снова применили метод непрямой экранизации классических произведений. Конечно, и в "Кровавой свадьбе" (1981) и здесь на экран перенесены пьеса Лорки и новелла Мериме. Но это не буквальная экранизация и даже не "использование мотивов". Это изощренное конструирование сюжета - известного сюжета! - из чего попало. В "Кровавой свадьбе" несколько проще - мы видим генеральную репетицию танцевальной сюиты по пьесе Лорки. Эдакий тройной кульбит. В "Кармен" и вовсе происходит нечто невероятное...

"Кармен" - фильм о предопределенности. И этим мотивом чрезвычайно напоминает некоторые работы жанра "произведение в произведении", "фильм в фильме", такие, как "Женщина французского лейтенанта" (1981) К.Рейша, "Состояние дел" (1982) В.Вендерса, "Публичная женщина" (1984) А.Жулавского. (Обратите внимание, они и появились на экранах в тесной хронологической последовательности.) Мотивом артистического фанатизма напоминает, вынуждающего забыть, переступить грань реальности и создаваемого образа, что неизбежно приводит живого человека к повторению вымышленной драмы. У Сауры мотив доведен до иезуитского совершенства.

Начать с того, что все персонажи носят имена исполнителей: хореограф - Антонио, звезда его группы - Кристина, композитор - Пако. То есть, нас практически убедили, что мы видим документальный отчет о работе труппы знаменитого Антонио Гадеса. И только спустя какое-то время появившаяся Кармен (которая в титрах Лаура дель Соль) намекает на игровой характер зрелища. Но своим появлением она тут же и меняет правила игры. Тут уж совпадают имена киношные с именами театральными. Антонио, долго не находивший исполнительницу на главную роль, слышит гипнотическое имя Кармен - и дело решено. Но не все так просто - решен исход фильма Сауры, но не судьба постановки Гадеса. Хореограф находит любовь, страсть - и уже не волен выбирать, чувство вынуждает его отдать роль и самому превратиться в Хосе.

Невзирая на подобный авангардизм, мы все же смотрим экранизацию новеллы Проспера Мериме. Точную и буквальную передачу сюжетной канвы. И совсем неважно, из каких составляющих эта канва выложена - из репетиций фрагментов будущего спектакля, из ернических плясок под музыку одноименной оперы Бизе на дне рожденья кого-то из музыкантов, из фрагментов личной жизни участников труппы. Не важно - вновь ли это создаваемые образы, классические интерпретации, житейский кураж - сюжет должен быть доведен до конца. Он предопределен. Он захватывает всех столь сильно, что не позволяет уже разглядеть абсурда ситуации - с точки зрения живого, реального человека. На свидании, вместо поцелуев, они танцуют. Поссорившись, вместо драки, они устраивают танцевальную дуэль. Они все уже не в силах понять - что им нужнее: успех спектакля или личное счастье. И роковые удары ножа даже не стали бравурным финалом: никто не обратил внимания, все запуталось...

Это не последняя моя возможность совершенно несветски восторгаться искусством фламенко. Авторы рисковали, сильно рисковали. При первых же звуках Бизе отчетливо понимаешь - какая огромная пропасть лежит между классическими образцами искусства и азартом андалузского простонародья, настолько они несовместимы. Простое сравнение могло подмочить репутацию в глазах всего мира. Но авторы, совершенно как их персонажи, находящие более удобный ритм, более устраивающие их гармонии, заглушили, затопали своими каблуками, перезвенели своими гитарами великого предшественника. Они создали свою "Кармен", наверное такую, какой она могла бы быть на самом деле.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Игорь, замечательный отзыв о фильме Carmen (Carlos Saura). Давно его ищу на испанском языке - без перевода. Его даже в Испании купить трудно. Не подскажете ли, где можно поискать?
Спасибо большое Андрей andrey@maxchat.ru


Потрясающий фильм. Некоторое время перед глазами все время появлялось лицо Антонио с болью-вопросом... кстати, дубляж 84 года Мосфильма - очень качественно сделан и нисколько не раздражает, как мне кажется
Ольга

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования