Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Мальчик-мясник" (Великобритания, 1997)

Режиссер -
Нил Джордан

В ролях -
Имон Оуэнс, Стивен Ри, Фиона Шоу, Алан Бойл


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Кого-то, возможно, озадачит появление фильмов Джордана в подобном окружении. Но я Джордана люблю, и буду стоять за него до конца.

Ну, снял он в США комедию "Высшие духи", умеренный боевик "Мы - не ангелы" и натуральный фильм ужасов "Интервью с вампиром". Но едва режиссер возвращается в Англию или, пуще того, в родную Ирландию, как начинает ставить совершенно неординарный и неповторимый продукт.

Названьице тоже... тово. Мне уже указали, что вернее было бы "Качанный мальчик" ("Каченок" или "Каченыш"). В самом фильме участвует ностальгическая песня "Мальчик-палач" (к каковому варианту я более склонен). Но - неизбежность. Раз уж появился на кассетах "Мальчиком-мясником", так тому и быть.

Ирландцы относятся к мазохистским народам, вроде украинцев или близких им по крови шотландцев. Если они пишут книгу или снимают фильм о своей жизни, то не пытаются обойти или не заметить грязь под ногами, разводы на протекающем потолке, синяк на локте... Сразу начинается: "Да у нас тут сплошное говно, все мудаки вокруг, весь мир - бардак..." и так далее.

Джордан этого тоже не скрывает. Да и не разумно скрывать. Ему все это понадобится для создания соответствующего фона и атмосферы. Но не делает свою ирландскую тоску гвоздем программы.

Глядя фильмы Джордана, главное - не выключить телевизор первые полчаса, когда обычно ничего не происходит. Ходят люди, иногда кто-то кому-то морду набьет, кто-то изменит жене. Но вяловато так все, без далеко идущих последствий. Все-то понимают, что последствия все равно будут - но выходит, что не те, которых ожидали, да и не всегда там, где ожидали.

Главный герой фильма - подросток, сын шизофренички и алкоголика, склонного к насилию. Всяк, знакомый с законом Менделя, должен понять, что получится от этого союза. (Фильм, как минимум, не дает повода разочароваться в гениальности Менделя.)

Он и его семья - из вечной касты "мизераблей", изгоев. Вроде и повода не давали, а пристойные соседи рекомендуют своим детям не водиться с выродками, да и не стесняются открыто высказывать свое презрение.

И вот через полчаса (а то и через час) зрительское терпение начинает вознаграждаться. Ситуация приносит свой плод. Еще раз подчеркиваю - в нормальных фильмах Джордана (без американских, то есть, денег), все естественно и привычно, все как в жизни. А что - у вас соседи не сходили с ума? Ваш знакомый не выбрасывал жену с балкона? Просто вы не видели механизма развертывания патологии в полный размер. А Джордан его показывает, без шокирующих приправ, без эффектных поз и коммерчески выгодных ракурсов.

Патологии Джордан любит! (По чести говоря, chers ami, элитарное кино - это энциклопедия патологий, потому их неохотно смотрит массовый, здоровый, то есть, зритель. Не сочтите это за намек...) Он снимал фильмы о вампиризме, об инцесте, о странной природе двойничества и близнецов, о латентной гомосексуальности и оборотнях...

"Мальчик-мясник", что можно понять из названия, о необъяснимой страсти к насилию. Тем более шокирующей, что она прорвалась у губастого подростка, которому бы на утренниках кроликов играть, вокруг елочки попрыгивая...

Ясное дело, что соседка мальцу комплекс неполноценности внедряла своим взглядом сверху вниз, ясно, что пример мамы формировал взгляд на странности поведения как на нечто органичное. Но это не все, далеко не все...

Конформизм приятеля, предпочевшего уравновешенность другого соседа беспокойству другу детства - тоже в копилку. Массовая истерия, овладевшая западным миром во время Карибского кризиса - туда же. Дети последними словами ругают коммунистов, взрослые на полном серьезе ожидают атомную бомбу в свой огород... Священник - куда уж дальше! - мастурбирует на сладкого мальчика, ведя разговоры о Богородице (прости, Господи, что скажешь!)...

Скучно, словом, жить на этом свете, господа! И гнусно. (Это с точки зрения Джордана.)

Вот и развлекается мальчик. Из дома сбегает. Друга терроризирует - за предательство. Злую тетю в капусту изрубил (и в капусте же спрятал - над поговоркой как бы насмехаясь - там ее и нашли). Собственный дом поджег...

Упекли мальчика куда следует. И выпустили уже очень-очень взрослым человеком, совершенной копией плохо кончившего отца. У едва вышедшего за ограду героя вновь начались видения Богородицы. Очень трогательно звучит фраза явно лоботомированного персонажа: "Вы лучше больше не приходите, миссис, а то я боюсь, что мне снова придется туда вернуться". Он и не верит-то, что в этом мире есть что-то, чем можно восхищаться. И богородица дает ему... подснежник.

Тут-то и смыкаются тривиальные начала фильмов Джордана и их шокирующие финалы. В этом скучном мире все возможно - и черти в тихом омуте, и оазис посреди пустыни. Кстати, оптимистический финал - не самый распространенный у этого режиссера.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования