Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"На последнем дыхании" (Франция, 1959)

Режиссер -
Жан-Люк Годар

В ролях -
Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг, Даниэль Буланже, Анри-Жак Юэ


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

Купить этот фильм в формате
MPEG4
 

Первый полнометражный фильм одного из столпов мирового кино Годара стал и самой знаменитой из его работ, самой знаменитой лентой т.н. "новой волны", да и одним из самых знаменитых фильмов всех времен.

"Новая волна" - нечто вроде неореализма, но во Франции и на 15 лет позже. До ее всплеска французское кино было полностью во власти мсье со шпагами и дам в корсажах. Это дорого и занудно. Помимо тяги к современной тематике и типажам, группа радикалов, составившая костяк направления, испытывала еще и любовь к американскому кино (а оное в тот период выглядело несколько иначе, чем Голливуд Камерона и ди Каприо). Но и с пролетариатом во Франции 50-60-х было туговато. Посему - теми, обделенными вниманием кино и вырвавшимися теперь на волю, стали - в лучшем случае - студенты, а по преимуществу - маргиналы, мелкая уголовщина, девицы без моральных устоев. А идеологией - не классовая борьба, а нигилизм и анархия. Выражающиеся, опять же - по преимуществу, в деяниях уголовного характера. (Это, совсем не мудрствуя, переняли у Голливуда.) В американском кино "социальная чистка" произошла еще в начале 80-х, а вот французы и до сих пор не могут расстаться с обаятельным типом Ласло Ковача (уголовный псевдоним героя Бельмондо), хотя большой воли уже не дают…

Сама структура фильма - столкновение двух начал: французско-мужского (Бельмондо) и американо-женского (Сиберг). Первая, национальная, составляющая - вполне интеграционная: своего рода культурный обмен. Герои постоянно что-то цитируют, подсовывают друг другу отечественные газеты, он откровенно подражает Хэмфри Богарту (трет губы, прикуривает сигарету от сигареты), она старается быть похожей на одну из ренуаровских красавиц. Вообще, весь фильм - сплошная шарада, в то время доступная лишь группе посвященных, а ныне превратившаяся для просвещенного киномана в целое приключение. (Например, ни с того ни с сего подбегает девушка с табличкой и вопросом: "Как Вы относитесь к молодежи?" А на табличке всего-то - название "революционного" журнала "Кайе дю Синема", из журналистов которого пришли в кино сам Годар, автор сюжета Ф.Трюффо, да и практически все "нововолновики".)

Со второй составляющей - сложнее. Фильм еще и целый сборник афоризмов, один из которых пропустить невозможно: "У каждого есть то, без чего он не может жить. У мужчины - женщина. У женщины - деньги". Режиссера явно волновала эта диспропорция в отношениях полов - у него позже будут фильмы с откровенными названиями: "Женщина есть женщина" (1961), "Мужское и женское" (1966). Его обвиняли в том, что он загубил карьеру и женскую судьбу супруги - актрисы Анны Карины. Его герой здесь - невольник, так сказать, страсти. Малый он, конечно, совершенно бескрышный - стреляет полицейских, угоняет машины, грабит в публичных местах. Но попался, что называется - по глупости. Тут вроде намека - еще и мера социального терпения не истощилась, да сволочная женская природа мужика в гроб свела. Она походила, подумала, поняла, что не любит его и сдала (!) полиции! Какая умница!.. Какая хорошая американская девочка!..

И вот тут уже чрезвычайно трудно разделить составляющие этого конкретного начала: национальное и половое. Тут Годар задал серьезную загадку. Но ее пусть каждый решает сам.

Впервые я смотрел фильм более десяти лет назад. (На большом экране! Ага!) Финал забыть невозможно. Героя с пулей в спине переворачивают, а у него изо рта вырывается облачко дыма от вечной сигареты. И он сам себе закрывает глаза. Но только сейчас я обратил внимание еще на одну деталь - героиня при этом проводит большим пальцем по губам: американский жест Хэмфри Богарта. Каждый остался при своих? Подсказка Годара? Не знаю, не знаю…

Игорь Галкин

 

Комментарии посетителей


Мои оценки по 16-балльной системе: сценарий - 13; актерская игра - 11; зрелищность - 8; общая - 12

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования