Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Рассекая волны"
(Дания, при участии Швеции, Франции и Финляндии, 1996)

Режиссер -
Ларс фон Триер

В ролях -
Эмили Уотсон, Стеллан Скарсгаард, Кетрин Картлидж, Жан-Марк Барр


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 6

Актерская игра - 7

 

Если кто-то, придя в восторг от триеровской "Европы", приложит немалые усилия для продолжения знакомства с работами режиссера (как, например, я), он испытает вскоре (как, например, снова я) немалое же разочарование. После "Европы" Триер принимал участие в коллективно-анонимных съемках цикла "Догма" и ставил морализаторские мини-сериалы для телевидения. Единственное исключение в этом десятилетии - "Рассекая волны". От чего разочарование не уменьшается. Я не собираюсь судить - лучше это или хуже. Это - иное. Принципиально иное. Это попросту другой режиссер и другое кино.

"Виновна" же во всем пресловутая "Догма", чей дух режиссер ревностно лелеет и культивирует. Несколько жителей третьей по благополучию страны мира (согласно одному исследованию, появившемуся в газетах в конце прошлого года) в некотором роде устыдились своего благополучия и сытости, и теперь, как в анекдоте, создают себе трудности, а затем самоотверженно их преодолевают.

Не знаю как осуществляются съемки на самом деле, но очень похоже на то, как иногда работал Дерек Джармен - исключительно ручная видокамера, а затем перевод в киноформат, с обязательной потерей качества. Никаких искусственных декораций, никаких постановочных усилий, стилисты, дизайнеры и визажисты - взашей со съемочной территории. Достигается "бедность" видеоряда, а точнее - полная его тождественность с реальностью (или, по аналогии, с модным в 60-х направлением живописи - "гиперреалистичность" - фотография краской, проще говоря).

То, что тождественность здесь - главное, подтверждается еще и длительностью работ ("Волны", положим, катятся около 150 минут). Никакой корректуры жизни! Избранный фрагмент биографии персонажа излагается дотошно и скрупулезно - со всей грязью, со всем интимом, с долгими сморканиями, поисками какой-нибудь дребедени в сумке и томительной ездой в автобусе. Никто не имеет права отнять хотя бы мгновение у человеческой жизни! И если достанет терпения досмотреть все это до конца, то невольно хочется встать на вытяжку перед подвигом обыденности и невидимых миру слез.

Я уже где-то читал, что после "Рассекая волны" Триера можно назвать "великим религиозным режиссером". Если слова "Не суди и не судим будешь" - критерий религиозности, тогда это так. Интрига сюжета - брак католика и протестантки (судя по всему, кальвинисткого толка) где-то в шотландской глубинке. Но конфликта двух конфессий здесь нет. Нет даже конфликта двух различных мировоззрений. Есть только столкновение двух моделей поведения. Их взаимосвязь и обусловленность той же религией давно истончилась. И наскоки занудливых старейшин тоже вполне эпизодичны и никем всерьез не воспринимаются. Название всего течения - "Догма" - я думаю, неслучайно. Догма, затмевающая простую мысль: "Не человек для субботы…" - и есть предмет разговора.

В этом смысле фильм продолжает традицию знаменитого "Декалога" поляка Кеслевского, где вообще нет ни намека на религиозную актуальность. Но каждая часть метафорично иллюстрирует одну из библейских заповедей. Никакой схоластики, подобной бесконечному диспуту из фильма "Имя розы", где спорили - была ли одежда Христа его собственностью или нет. Но спор… впрочем, даже не спор, а положительный практический ответ на вопрос: следует ли исцелять в субботу?

(Фильм появился вскоре после смерти Кеслевского. И хотя Триер ни чем не намекал в своей работе на это скорбное событие, я думаю его фильм может служить своеобразной свечей за упокой выдающегося польского режиссера.)

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Потрясающий фильм, трогающий до глубины души. Как и "Танцующая в темноте"


По-моему, фильм гораздо глубже, чем довольно невзрачная Танцующая в темноте, которую просто раскрутили... Хотя фильм смотреть довольно тяжело, особенно из-за натурализма, о котором говорит г-н Галкин


Я смотрела почти все фильмы Триера. Это лутший его фильм

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования