Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Птицы большие и малые
Uccellacci e uccellini (Италия, 1965)
 


Пьер Паоло Пазолини


Тото, Нинето Даволи, Феми Бенусси, Умберто Бевилакуа, Ренато Капонья, Альфредо Легги



Ссылки
 IMdB
 Clas.ru
 Afisha.Ru
 ВидеоГид
 OZON
 Toto Fan Site
 Pasolini Casarsa


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 7

Ваша оценка
Рейтинг 6.0 при 27 голосах.
 


 


Этот фильм был бы более уместен в фильмографии Годара или даже Феллини. В нем есть ерничанье первого и раблезианство второго. Но нет ни толики Пазолини.

Главное свойство его фильмов, как ни крути - суровость бытия. Даже в комичном по литературной основе "Декамероне" есть немало коронной пазолиниевской горечи жизни. Отдельные сцены и ситуации смешны, но общее впечатление, диагноз - не очень-то радостные и утешительные.

Здесь же просто какая-то феерия, череда клоунских выходов, но ни акробатов, ни жонглеров, ни мужественных эквилибристов зритель не дождется. Нет фильма, в традиционном его понимании, нет драматургии, нет режиссуры. Есть только кураж, обычно не свойственный автору.

У итальянцев была своя культовая фигура в кино, как англо-американский Чаплин или француз Фернандель. Подобный нелепый дяденька всю жизнь исполнял одну роль - самого себя. Под него писались сценарии и режиссеры смиряли профессиональную гордыню. Этот герой на экране носил то же имя или псевдоним, что и в жизни - Чарли или Тото. (Только великий Витторио де Сика пренебрегал правилами этой игры.) Фильмы с Тото и о Тото насчитывают не один десяток наименований. Сняты они как никому не ведомыми ремеслениками, так и весьма почтенными мэтрами итальянского кинематографа. "Птицы большие и малые", по большому счету, из этого ряда. Только режиссер оказался большим оригиналом.

Здесь даже титры ... спели. Ну вот буквально голосит какой-то мужик под залихватский ритм: "Такой-то всех одел, такой-то все отснял...". Потом появляются папа и сын, которых зовут как и актеров - Тото и Нинето. Они как герои Джармуша весь фильм куда-то идут, болтают, попадают в разные истории. Чехарда мелких встреч и событий и есть фильм "Птицы большие и малые", куда режиссер поместил все свои безумные идеи, выговорился, выплеснул неконструктивную энергию, а затем уже снимал строгое, очень фабульное, очень структурированное кино.

Идут, значит, эти две довольно смешные фигуры и встречают ... говорящего ворона. Тот набивается к ним в компанию, важно вышагивает рядом и умничает на марксистские темы! Ну разве можно такое воспринять серьезно? А тут еще титр: "Как можно понять, ворон является типичным представителем левой интеллигенции и пр." Потом будет вставная новелла о двух монахах, которых Франциск Ассизский отправил обращать в христианство ... птиц - больших и малых, соколов и воробьев, "класс соколов и класс воробушков". Ввернул таки и сюда истовый коммунист Пазолини идеологический момент. И все громоздит-громоздит диковинные трюки - как, например, титры-перевод с соколинного свиста или воробьинного прыганья. Потом вставит хроникальные кадры похорон Пальмиро Тольятти, мир его праху. Потом будет совершенно феллиниевская встреча с бродячими актерами, родами во время представления и феллиниевей некуда сцена с автомобилем, разбрызгивающим потоки фейерверка.

Написав выше об отсутствии в этой работе серьезности, я, впрочем, погрешил против истины. Есть пару весьма жестоких, весьма душераздирающих сцен. Есть даже некое пророчество, которое, будучи произнесенным в 1965 году, поразило меня в 2003-м. Я его привожу полностью: "Однажды придет человек с голубыми глазами и скажет: "Мы знаем, что справедливость - это прогресс, и что по мере развития общества мы все лучше и лучше видим как оно несовершенно, все заметнее становится неравенство, вопиющее о себе, взывающее к человечеству. Не этот ли спор о неравенстве между классами и нациями станет самой страшной угрозой миру". Такое впечатление, что автор очень внимательно изучал рассуждения о "золотом миллиарде", "войне цивилизаций", слушал речи гада Клинтона и гаденыша Буша-младшего. Хотя все это звучало, конечно, после его гибели.

Повторюсь, в фильме немало серьезных и злободневных мотивов. Но все это сделано настолько хаотично, поспешно, поверхностно, что воспринимается именно и только как кураж. Какой-то творческий вихрь подхватил режиссера - схватился за одно, за другое, тут же бросил, чтобы схватиться за третье...

Можно отметить, что "Птицам..." предшествовал очень сдержанный, очень графичный "Евангелие от Матфея" (1964), а следующей работой Пазолини стал "Царь Эдип" (1967) - образец жесткой, скупой, грубой фактуры его фирменного стиля. Так что дело здесь вовсе не в малой еще режиссерской квалификации или в чем-то подобном. Просто произошел какой-то беспричинный, даже в чем-то истеричный выброс энергии, сброс ее критической массы. После чего Пазолини сразу стал тем, кем вошел в историю - суровым монолитным гением, без всякого дребезга, люфта и зазора внутри своих уникальных киноисторий. Но об этом мы будем говорить в материале о "Царе Эдипе".

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования