Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Бетти" (Франция, 1992)

Режиссер -
Клод Шаброль

В ролях -
Мари Трентиньян, Стефани Одран, Жан-Франсуа Гарро, Ив Ламбрехт


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 5

Актерская игра - 8

 

Хоть и очень хочется назвать Шаброля графоманом, но язык (сиречь - перо; т.е. - гелиевая ручка; в конце концов - курсор) не поворачивается. "Бетти" - 44-й по счету фильм знаменитого француза. Среди предшествующих 43-х: классика мирового детектива (о чем нам говорить не по теме), культовые фильмы европейских экстремистов (о чем говорить невозможно - ими восторгается Лимонов, которому хоть до резиденции автора, до хоть до спецкинотеатра 2-3 автобусных остановки), и полная дрянь обоих направлений - в самом деле: нельзя так много работать, запалу не хватит.

В конце 80-х режиссер, которому (тогда было) под 60, опробовал и третье направление: традиционное кино. В указанный период - шаг архисмелый. Тогда нужно было радовать зрителя либо авангардом, либо коммерческими проектами. (Пардон за нескромность, но я не могу забыть, какой шок вызвал на 17-м Московском фестивале "Госпожа Бовари" мсье Шаброля. Все ждали либо Изабель Юппер в одних чулках, либо ее же в туалете от Голтье. А она… - в фиалкового цвета шелке без особых декольте. Я поставил фильму - рейтинг определял любой вошедший в зал ("зрительское жюри", понимаешь), - 4 из 6 возможных, и на меня смотрели как чуть позже на организаторов ГКЧП --сейчас закроется скобка, открытая перед словом "Пардон".) Оно, конечно, конъюнктура… Но почему-то лет десять не меняется. Шаброль перестал быть в тот момент любимцем широких масс - даже французских.

Ситуация усугубилась еще и тем, что за основу сюжета режиссер взял произведение другого известного графомана - Жоржа Сименона. Одно из 700, да еще и не из серии о комиссаре Мегре. Принцип "минус на минус" сработал.

В начале фильма Бетти - мертвецки пьяная красотка, к тому же откровенно грязная. Что не может ввести в заблуждение некую мадам за соседним столиком в кафе под красноречивым названием "Дыра". Нет-нет, никаких сексаномалий! Просто - подобное познается подобным (similia similibus curantur) - аристократка чувствует солидарность с представителем своего класса. Бетти - хотя бы сугубо юридически - жена известного представителя бомонда… И больше о сюжете - ни слова!

Минимализм режиссера иногда просто озадачивает - практически все 100 минут фильма реализованы в двух декорациях: гостиничный номер, где героиня приходит в чувство после какой-то, долго неназываемой драмы, и дом ее мужа, где драма произошла. Ни малейшего визуального шика! Ничто не должно отвлекать от интенсивного анализа взаимоотношений героев. А они иногда могут быть таковы, что случайно столкнувшиеся люди оказываются некими метафизическими двойниками, и существование одного буквально вопрос жизни и смерти другого.

Подобным - и более настойчиво, более целеустремленно - занимались Ингмар Бергман и соотечественник Шаброля Эрик Ромер. Часами можно сидеть и следить за тончайшими нюансами разборок персонажей, часто переходящих грань здравого смысла - так что даже задаешь себе вопрос: "Какого рожна я так бесполезно трачу время". Профессионализм иногда может сослужить плохую службу.

И тут интересный результат: меньшая целеустремленность Шаброля ни разу не позволила ему перейти грань между кино и неким принципиально иным явлением культуры, каковым часто становятся работы указанных коллег. Даже в голову не приходит мысль, что, например, "Осенняя соната" Бергмана или "Друг моей подруги" Ромера могут доставить эстетическое удовольствие. А "Бетти" - нисколько не нарушая каноны жанра и вопреки всему - быть ЗРЕЛИЩЕМ, увлекательным фильмом не перестает.

На сегодняшний день, кстати, мне известно уже 49 фильмов Шаброля. И, сдается , 70-летний патриарх французского кино на этом не остановится.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


насчет неспособности "Осенней сонаты" подарить эстетическое удовольствие - не согласна, но это не принципиально - красота (эстетика) ведь понятие индивидуальное и относительное. да и просто Бергмана люблю очень :)

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования