Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Голубая бездна" (Франция, 1988)

Режиссер -
Люк Бессон

В ролях -
Жан-Марк Барр, Жан Рено, Розанна Аркетт, Поль Шена


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

Если вообще можно рассуждать об элитарности в применении к Люку Бессону, то только благодаря этому фильму. (Хотя, справедливости ради, и к чисто коммерческому кино относить его работы - явный грех.)

Бессон начал творить в начале 80-х, когда изобрести и удивить чем-либо новым было практически невозможно. Посему им был избран (или подхвачен) метод, уже опробывавшийся в то время режиссерами самых разных стран и континентов. Я бы назвал основоположником сего метода 'тенли Кубрика, о ком кто-то из критиков сказал, что он снимает каждый фильм так, как будто хочет исчерпать тему. Приблизительно в то же время (и я думаю - независимо) на метод наткнулись наш Отара Иоселиани и хорвато-германский «этнограф» Вернер Херцог. А в более близкий к Бессону период эту жилу уже вовсю разрабатывали американец Уильям Фридкин и француз Жан-Жак Анно. Параллельно, кстати, Бессону за спасительность метода ухватился известный Оливер Стоун.

А суть проста - берется самый банальный сюжет, самый банальный жанр и переносится в экзотическую, не затасканную предыдущими поколениями кинематографистов обстановку. Можно даже всю жизнь использовать один и тот же сюжет, только не забывать менять фон. Вот и полезли режиссеры в океанские глубины, в доисторические времена, в общины сексуальных меньшинств, горы Тибета и джунгли воюющего Сальватора. Полезли с самой низкой целью, что и впечатляет, пожалуй, более чем обычно - из-за такой, мол, фигни такие усилия...

И вот элитарность «Голубой бездны» определяется тем, что помимо относительно свежих океанских глубин и изрядно затасканного сюжета о друзьях-соперниках в фильме еще и проплескалась идея - тоже не очень новая, но сочетание ее с двумя другими компонентами, один из которых - повторяю - достаточно экзотичен, усилило воздействие не в алгебраической, а в геометрической прогрессии.

(Спустя четыре года Бессон выпустил документальный фильм «Атлантида», полностью смонтированный из невошедшего в «Бездну» метража. Судя по всему, режиссер во время монтажа основного фильма все более и более пленялся и подвергался воздействию идеи и отдавал предпочтение кадрам, передающим динамику ее развития (во загнул!), нежели простым видовым впечатлениям. Я так думаю...)

Двумя абзацами выше я хотел перед словом «идея» написать «метафизическая», но почему-то передумал. И зря! Потому что она действительно метафизическая и именно в этом ее всепроникающее влияние на режиссера и на зрителя.

Короче! Два героя, с детства практикующие подводное плавание без акваланга и к изображаемым событиям достигшие в этом деле просто нечеловеческих способностей. В перерождении их земных тел и кроется первый мистический слой, пугающий окружающих.

«А чем же он дышит?» «Жан вообще не дышит.» Как рыба, понимаешь, как дельфин... Врач одного из героев даже констатирует, что особенности кровообмена у его подопечного встречались ранее только у некоторых морских млекопитающих. И вот тут трудно сказать - то ли физиологическое перерождение повлекло за собой психологическое, то ли наоборот.

Самый главный герой - этот самый Жан, 30-летний здоровяк - до сих пор девственен. Не по природной робости или каких-либо других прагматичных соображений. Ему это просто неинтересно, не нужно, он знает гораздо большую, всепоглощающую страсть - очарование «голубой бездны». Только случайная встреча с американкой на высокогорном плато случайно же бередит его душу столь же иррациональным волнением. (А вот американка не случайна - она элемент совершенно немистичного, без Царства Божьего в душе народа. В фильме даже присутствует прямое издевательство над американскими феньками - Жан показывает подруге портмоне, где вместо фото традиционных жен и детей в умильных соплях красуется физиономия дельфина, и говорит: «Это моя семья.»)

Антипод Жана - итальянец Энцо, напротив - бонвиван, жуир, сибарит, гедонист и эпикуреец. Наверное, именно поэтому, из-за земного груза, он и остается вторым, да к тому же мертвым вторым, поплатившимся за свою земную самонадеянность обойти друга-андрогина (это я не в платоновском смысле). Перед смертью он символически завершает некий не присутствующий в фильме диалог (а американцы бы непременно ввели занудную сцену «профессионального» спора...): «Ты был прав. Бездна лучше.» Бездна, которая раздавила его мозг, легкие и кровеносную систему...

Так вот, идея эта - присутствующий и в древнегреческом язычестве, и в буддизме, и в христианстве смутный постулат о возможности преступить человеческий статус и получить некую переходную небожительскую степень путем аскезы. Не в буквальном смысле - пост и воздержание, а аскезы духовной, отказа от земных ценностей и смыслов. Баба-дура может сколько угодно источать патоку о «доме, машине и собаке», голосить об их будущем ребенке. Но и ребенок - способ земного бессмертия - теряет смысл при переходе в абсолютное, подлинное бессмертие. Возможно сознательно, а возможно интуитивно Бессон нащупал мистический евразийский путь мужчины-воина и первопроходца (забыл сказать, для дам подобный путь заказан - никто, конечно, не запрещает, но перспектива слаба, скорее всего из-за патологического пристрастия к «дому, машине и собаке»), по которому синхронно шли самураи, кшатрии, тамплиеры (иное дело - кто куда зашел). Путь, при котором не вульгарное воздержание, а именно естественно развивающаяся бесполость открывает новые мистические горизонты и нащупывает направление к единственно осмысленному конечному пункту - Небу...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Очень хорошее кино


Первый фильм Люка Бессона который я посмотрел, он потряс меня своей новизной, такого в киномотографе раньше не было


Лучший фильм Бессона!


Этот фильм словно меня поглотил своей неспешностью,красотой.Я полюбила Бессона не только за "Никиту" и "Леона"!!!


Хорошая, блин, рецензия! Сам фильм не видел, но теперь обязательно посмотрю...


ПОТРЯСАЮЩИЙ ФИЛЬМ, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ МУЗЫКА. ОЧЕНЬ ВСЕ ЗДОРОВО


по сути - первый и единственный Фильм Л.Бессона. имхо


fil'm - popsovij. kak i vse u bessona..

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования