Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Механический балет" (Le Ballet mecanique) (Франция, 1923)

Режиссер -
Фернан Леже



Оценки

Общая - 7

Сценарий - 0

Зрелищность - 7

Актерская игра - 0
(Сценария и актеров нет)

 

Появление этого фильма - если не в прокате, то в обиходе парижской богемы - означало рождение европейского киноавангарда 20-30-х гг. До него подобной стилистикой и подобным, мягко говоря, миропониманием обладал только фильм заезжего американца Ман Рея (о ком мы упоминали в разговоре о фильме "Антракт") Возвращение к здравому смыслу". Но, снятый в том же году, "Возвращение..." имел до неприличия короткий метраж и такое отвратительное качество, что говорить было просто не о чем.

Фернан Леже к тому времени уже обладал славой лидера кубистической живописи и, соответственно, слыл матерым ниспровергателем основ. Именно его слава, с соответствующей хорошей раскупаемостью полотен, позволила Леже раскошелиться на достаточное количество пленки, достойную киноаппаратуру - и вот киноавангард получил своего 15-минутного первенца, позволявшего говорить о том, что смутьяны пришли всерьез и надолго.

Хотя Леже имел уже некоторый опыт работы с движущимися изображениями - он незадолго до того изготавливал мультфильм "Шарло-кубист", навеянный образами маленьких нахалов Чарли Чаплина - но для работы над "Балетом" все же пригласил американца Дадли Мерфи, о котором нынче предпочитают не вспоминать. Тем не менее Мерфи впоследствии долго служил в Голливуде, а для Леже кинематографическая карьера "Балетом" и завершилась.

(Готовый материал мультфильма, кстати, был вставлен в это единственное кинодетище Леже. Более того - являлся первыми кадрами "Балета".)

Принципы авангардной живописи Леже, ни минуты не сомневаясь, перенес и в кинематограф, заявив: "Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий. Освобожденное от этого груза, кино может стать гигантским микроскопом вещей, никогда не виданных, никогда не ощущаемых."

В отличие, положим, от сюрреализма, с его сверхидеей, дающей простор для толкований и анализа, "примитивные" формы авангарда - во главе с кубизмом - не давали повода для праздной болтовни, упирая вот именно на внутренние "ощущения" зрителя, слушателя и читателя. (Не всегда, впрочем, исхитряясь объяснить - чего же все-таки добивались...) Если говорить коротко - своим творчеством они добивались "пробуждения" естественных реакций и инстинктов, "усыпленных" гипнозом цивилизации.

"Механический балет" - это ода движению. Как таковому. Как самоцели. Как апофеозу естественности. Но не в духе нацистской пропаганды, с его атлетами и валькириями, а движению в самых неожиданных и не всегда впечатляющих формах. Тут и мадмуазель на качелях, и движение век, и взъерошенный хохол попугая. И, одновременно, маятник, кинопроектор, ткацкий станок. Дискретная съемка узлов работающих машин. Но, опять сравнивая, не так как в советской кинохронике, в главе с пророком ее - Дзигой Вертовым - славящей процесс во имя конечного продукта, идущего на улучшение жизни нового общества. А как действие самодостаточное, эстетичное само по себе. (И напоминающее недавнюю выставку в Москве какого-то безумца, под названием "Работающие механизмы", что ли. Вот просто работают, клацают, размахивают мощностями - не для чего, безо всякой выгоды...)

Вполне в духе того времени. Достаточно вспомнить строку Маяковского, еще не отмежевавшегося от футуризма: "Наш бог - бег." Эдакое самодовольство молодого самца, позволяющего себе тратить энергию просто от самолюбования, от ощущения ее неизбывности. Не случайно, наверное, Леже вводит - как контраст - кадры поднимающейся по лестнице старухи с корзиной (и прокручивает их раз десять, до раздражения), неуверенно, путаясь в юбках. Контраст и со всем предыдущим безнаказанным, но свободным движением, и с даваемой после мимикой молодого женского лица.

Словом, о чем фильм (вернее - что в нем) - понятно. Эстетическое самоупоение (пусть бесполезно и нелогично, зато красиво) можно отыскать у многих коллег Леже по ручке киноаппарата. Тот же Ман Рей в одной из своих короткометражек дал очень необычную панораму ночного Парижа, При тогдашней технической слабости (пардон, что часто приходиться об этом поминать) ничегошеньки не видно. Кроме огней. И получается абстрактная (но организованная самой жизнью) пляска световых пятен: вращаются огни карусели, двумя встречными потоками движутся фары машин и т.д. Безделица вроде, но очень впечатляющий impression...

А если смотреть на тогдашний кинематограф еще шире, то понимаешь, что авангард не был таким уж безродным парвеню культурного процесса первой трети века. Даже в ортодоксальном на описанном фоне "Метрополисе" Фрица Ланга вполне мирно уживаются элементы мелодрамы и авангарда. Причем, тут строгая социальная идея, все метафоры подчинены усилению пропагандистского образа. И никого не смущает, что метафоры эти, мягко говоря, инфантильны - рабочие здесь не надрываются в буквальном смысле у своих рычагов и рукояток, а исполняют конструктивистский танец или пантомиму, символизируя постепенное исчезновение нормальной пластики и реакций. И никто не даст гарантии, что подобная мысль пришла Лангу не во время просмотра "Механического балета" или короткометражек работавшего в Германии абстракциониста Вальтера Рутмана (создавшего, кстати, эпизод сна для предыдущей работы Ланга "Нибелунги").

Характерно, что за редкими исключениями, киноавангард обязан своим появлением не профессиональным киношникам, а, в равной степени, живописцам и кинокритикам. Леже позже скажет: "Тогда я едва не забросил живопись ради кино." Но не забросил. Хотя сделал для него одной-единственной работой многое. А вот тот же Рутман манкировал холстом и красками, и прожил в кино достаточно долгую жизнь.

Sum quick que...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования