Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Счастливые дни" (СССР, 1991)

Режиссер -
Алексей Балабанов

В ролях -
Виктор Сухоруков, Лика Неволина, Е.Меркурьев


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

Когда я вижу титры "Ленфильм - Объединение первого и экспериментального фильма", меня заранее охватывает чувство тоски и ужаса. И всегда оно обосновано.

Объединение сие было создано в конце 80-х усилиями Алексея Германа и Александра Сокурова (при активном сотрудничестве авангардиста Юрия Арабова и специалиста по русскому авангарду Евгения Прицкера) и дало возможность реализовать самые кошмарные фантазии и идеи целому ряду кинодебютантов, чьи карьеры потом сложились с разной степенью успешности.

Имя Алексея Балабанова впервые прозвучало в какой-то связи со Свердловским рок-клубом. Последний, на сегодняшний день, как автора суперхита "Брат-2". В промежутке были просто "Брат" и несколько лент в духе типичного crazy "Ленфильма". И все, что будет сказано о "Счастливых днях", можно стопроцентно применить ко всей продукции "Объединения первого…" и прочая.

У Балабанова, хотя бы, есть своеобразное алиби - он использовал для своего дебюта мотивы произведений отца театра абсурда Самуэля Беккета. Но все происходит в наши дни, в советском Ленинграде. И от этого алиби становится сомнительным, как у всех прочих: герои - психи и извращенцы, а, следовательно, режиссеры - …

Впрочем, все происходящее в "Счастливых днях" отдает … нет, даже разит Кафкой (недаром одной из следующих работ режиссера была экранизация "Замка" последнего). Вот эта экзистенциальная бездомность, безродственность, даже имен нет, а трамваи и зимой ездят с открытыми дверями. Двери в домах, напротив, заколочены. А если спрашиваешь - что за ними? - отвечают: ничего. Одну из них герой взломал, а там - заброшенная часть дома. Опять же, как у Кафки: коридор, коридор, еще один коридор и, наконец, дверь. Запертая. Отчаянно ее взламываешь - и получаешь очередной коридор.

Героя выпустили, выпихнули из психушки. У него нет дома, он не знает собственного имени, хотя где-то есть сын, с которым они равно ненавидят друг друга. Начинается - пардон за банальность - хождение по кругам ада. Зимний Ленинград, в котором, кажется, живет не более десяти человек и имеется всего одна пластинка. (Малобюджетность вынуждала всю когорту снимать по ночам - вот и получалось кафкианство: пустота, снег, ветер, мертвый город. В десятках фильмов - гнилой, мертвый, проклятый город!) Причем, со временем начинаешь понимать, что людей и того меньше. Они как-то странно раздваиваются, утраиваются, какая-то частица, как гоголевский нос, отделяется и дальше живет собственной жизнью. Но никто не пытается эти частицы вернуть. Напротив, при встрече они - враги, и друг к другу беспощадны.

Даже внезапно обретенный тихий и теплый уголок, неожиданная ласка оборачиваются ловушкой. Тем страшнее возвращаться на холодную кладбищенскую скамью. Нужно заново привыкать к неприкаянности, да еще знать, что тебя использовали. Психа, человека без имени - использовали!

Пересказывать все это - и то тягостно…

Невзирая на то, что подавляющее большинство дебютантов "Ленфильма" обладали отменным вкусом, уже сформировавшимся собственным стилем и даже невесть откуда взявшимся профессионализмом - практически все их работы спустя десятилетие надежно забыты.

Но если им суждено второе рождение, то зрителю-потомку предстанет поистине ужасная картина нравов и сознания конца ХХ века. И его символ - мертвый Ленинград.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования