Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Бал" (Франция-Италия-Алжир, 1983)

Режиссер -
Этторе Скола

В ролях -
Франческо де Рози, Нани Ноэль, Мишель Тоти, Азиз Арбиа, Женевьева Рей-Паншена


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 10

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

 

Зачем понадобилось привлекать для участия в съемках столько стран - мне до сих пор невдомек. Поскольку речь идет об одном-единственном кафе в Париже (в подобном танцевали свое последнее танго герои легендарного фильма), пределов которого камера НИ РАЗУ не покидает.

Впрочем, "речь идет" - едва ли уместный термин. За 107 минут ленты также не произнесено НИ ОДНОГО слова, и даже нет ни единого поясняющего титра.

"Бал" неоднократно сравнивали с чем ни попадя - прежде всего с фильмами Сауры о фламенко. Ни фига подобного! Это все равно, что того же Сауру сравнить с советскими или голливудскими фильмами 50-х - идет человек по полю или Бродвею, и вдруг разразился песней или степ выколачивать принялся. Гротеск, понимаешь… Саура - сугубый реалист, он помещает действие именно в ту среду и условия, где эффект гротеска не возникает - это работа персонажей, у них премьера на носу…

А вот "Бал" - нечто противоположное, чистая условность, где танец - ходьба по полю. И гротеск возникнет, если персонаж перейдет на обычный шаг или заговорит. Ну, словом, как в немом кино - где есть лишь гипертрофированная пластика, почти пантомима, почти модернистский балет. Режиссер просто-напросто взял экспериментальный спектакль одного из французских театров и перенес его на экран, даже не меняя исполнителей.

Если иными средствами попытаться достичь цели, поставленной авторами - то получится нудноватый сериал, какая-нибудь слизь, наподобие "Джейн Эйр". А протанцевать сорок лет французской истории можно и за 107 минут. Любимый народом Сергей Кудрявцев даже высчитал точные цифры - с 1938 по 1978 гг. (за последнюю и я ручаюсь - по году появления известной диско-мелодии).

Дансинг стал для группы людей жизненной осью, центром бытия. Они здесь выясняли классовые отношения с недобитой аристократией, прятались, словно в бомбоубежище, в годы войны, бойкотировали коллаборантов, дружно гоняли арабов во время Алжирской войны, укрывались от полиции в 68-м. Появлялись чужаки, но не приживались - они из другого мира, другого поколения. Но и свои, бывало, надолго исчезали - кто на фронт, кто в бега, кто в тюрьму. Фильм, кстати, просто неоценим для изучения массовых психозов.

Ну и невозможно не восхититься скрупулезностью режиссера в воспроизведении примет и обстановки прошлого. Меня совершенно умилила смена названий аккомпанирующего оркестра: в эпоху бита - какое-то "Blue Boys Band", в период увлечения латиноамериканской музыкой - "Los Acapulco's Boys". Седеют, лысеют, горбятся - а все бойз. Здесь можно услышать натуральный хит-парад столетия, включая "Лили Марлен", "Рок вокруг часов" и "Мишел". Можно проследить историю развития европейского кинематографа: по портретам Марии Казарес и Жерара Филиппа, по мелодии Ива Монтана, по подражанию завсегдатаев Габену, Маньяни, Пиаф, Деваэру…

Отдельные сцены фильма так и просятся на создание самостоятельного эстрадного номера или видеоклипа: вынужденный однополый дуэт коллаборантов, например, или танец одноногого фронтовика.

Так жизнь и прошла. Влюблялись, ссорились, меняли партнеров и друзей. И ничего-то ни у кого не получилось. Не потому что неуживчивые такие или гордыня донимала. Просто жизнь очень прихотливо тасовала судьбы, разводила по разные стороны баррикад, разлучала, стравливала. Вот и остается - совершить тур-другой под ностальгические мелодии да разойтись - как всегда…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Очень трогательный, нежный и интимный фильм. Внешность актеров очень реалистична, т.е. нет никакой гламурности, через танец показана реальная жизнь социума относительно неких внешних факторов. Фильм замечателен тем, что идея бессловестного произведения кинематографического искусства выдержана на все 100, так как меньше всего хочется в этом фильме слышать какие-то пояснения

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования