Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Аталанта" (L’atalante) (Франция, 1934)

Режиссер -
Жан Виго

В ролях -
Дита Парло, Жак Дасте, Мишель Симон


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 7

Зрелищность - 7

Актерская игра - 9

 

Начало карьеры Виго просто буквально повторяет путь современных кинематографистов и совершенно нетипично для того времени: пробы технического мастерства на двух документальных работах, проба мастерства, так сказать, духовного - на среднеметражном "Ноль за поведение". И не очень удачная. В свое время я бы обиделся, если в разговоре о Виго эту работу предпочли бы пропустить. Но посмотрев ее, понимаю, что действительно лучше сразу перейти к делу. И, наконец, первый полнометражный художественный фильм - шедевр "Аталанта".

Я где-то писал, что у американцев есть коронный жанр - "роад-муви", фильм-путешествие, или, чтобы точнее передать, "дорожное кино". В самом натуральном виде герои жанра идут пешком или едут на повозке по дороге, с небольшими отклонениями в сторону. Причем, дороги по большей части хорошо проторенные…

А у французов есть своя модификация подобной структуры произведения - более романтичная: плавание по реке. Не случайно одним из первых фильмов классического французского кино стала экранизация "Прекрасной Нивернезки" Альфонса Доде. А Пьер Ришар и о сих пор живет на припаркованной к берегу Сены барже.

"Аталанта" - это тоже не женское имя, не название экзотического порта, а самая прозаическая баржа, на которую в начале фильма срочно усаживается капитан-молодожен с новобрачной. Некогда на свадьбах рассиживаться, у него контракт.

Помимо них на барже обитают еще мальчонка на побегушках да старый моряк Жюль, чья каюта напоминает музей. Да еще с десяток котов, кошек и котят - личное хозяйство Жюля. (Сразу вспоминаешь Бодлера - с его любовью к экзотике и котам…)

Плывут они себе, плывут… Молодожены ругаются, мирятся. Капитан ревнует жену даже к древнему Жюлю, у которого, кажется, всего лишь одно желание - достать запчасти к неисправному грамофону. Наконец, под влиянием какого-то порыва, Джульетта (ее так и зовут) сходит на берег, а баржа плывет дальше…

Старик пожалел глупую молодежь, отыскал сбежавшую жену и на фоне торжествующего чувства появляется титр "Fin". М-да…

Понятное дело, что сходство Виго с современным нам кино не ограничивается эволюцией карьеры. И Бодлера я приплел недаром…

Течение, к которому принадлежал последний, так называемые "проклятые поэты", выступили с дерзким по тем временам лозунгом - искусство ради искусства, пожертвовав ради музыкальности стиха не только социальным наполнением, но иногда и вовсе смыслом.

Виго, приступая к съемкам в опасной стадии туберкулеза, наверняка видел будущую работу как полигон для испытания средств и возможностей принципиально нового вида искусства, нимало не похожего на уже существующие фабульные виды - литературу, театр, да хоть гран-гиньоль!.. Искусства, которое должно было воздействовать на современника как-то по-другому, раз уже существующие не очень-то изменили мир. (Несколько высокопарная фраза получилась…)

Что возит герой на своей барже? Ни слова. Чем жила сбежавшая героиня? Проституцией вроде бы не занималась, на завод точно не устраивалась - однако, имеет весьма миленькую комнатку, сбежав практически без гроша. Кто они все, вообще, такие - Бог весть… Очень аполитично и асоциально рассуждает, словом, автор.

Все время у него туман в кадр наползает, шныряют взад-вперед французские маргиналы - нищие какие-то, пьяницы, потаскухи - так до сих пор и не ушедшие из французского кино, Жюль этот с грамофонной трубой и котом, как попугаем, на плече глаз все время мозолит.

Добро бы в следующей своей работе Виго дообъяснил - чего добивался, установил твердые рамки жанра… Но не судьба. Едва закончив фильм, 29-летняя надежда французского кино умерла.

Дав, однако, туманной и призрачной "Аталантой" колоссальный толчок целой плеяде выдающихся французских режиссеров - Карне, Кокто, Гремийону, Дювивье, которые и составляют славу легендарного "поэтического кино" 30-50-х.

Трудно рассуждать - а что бы еще мог сделать Виго, если бы… Во всяком случае, в проницательности и вкусе ему не откажешь. Оператором у него служил Борис Кауфман - родной брат нашего Дзиги Вертова, одну из ролей исполнил Жак Превер - впоследствии выдающийся поэт и сценарист всех ранних фильмов Марселя Карне. Ну, а Мишель Симон - это ныне легенда легенд, не чета какому-нибудь Дугласу Фербенксу…

Жаль только, что Виго не смог сделать столько же, сколько они…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Я вчера посмотрела фильм "Аталанта", и он очень мне понравился. Это очень тонкое, ироническое кино. И не верится, что Виго снимал его, зная о своей смертельной болезни

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования