Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Аризонская мечта" (Франция, 1993)

Режиссер -
Эмир Кустурица

В ролях -
Джонни Депп, Фай Данауэй, Джерри Льис, Лили Тейлор


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 6

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Типичный космополитический блокбастер. Пардон за неприличный термин. Югослав Кустурица снимает в Америке и с американскими актерами фильм, который оплатили и технически оснастили французы. Что очень симптоматично. Кто-то из русских (по прописке) кинокритиков написал сразу после выхода фильма на экран, что это, мол, порыв к чистой романтике, а поскольку Америка последний оплот таковой, то где его и снимать - и прочая туфта.

Уместней было бы сказать, что Америка - последний оплот инфантилизма, и тогда все становится на свои места. Америка, со всеми ее правами и свободами, породила совершенно безответственный тип современного человека, который вот буквально по-детски, инфантильно носится со своими приколами и шизами, игнорируя довольно таки серьезную штуку - жизнь. Внешне - да, очень романтично получается.

И очень близко традиционным бескрышным персонажам Кустурицы.

В "Аризонской мечте" нормальных нет. Один в 60 надумал жениться, хотя мысли его заняты любимым кактусом. Другой мечтает о крайнем Севере и влюбляется в женщину практически вдвое старше себя. Та, питающая откровенную слабость к молодым симпатягам, напротив, бредит Папуа и Новой Гвинеей, а также желает летать. И ее новый любовник тут же начинает строить диковинные летательные аппараты. Со временем он влюбляется в падчерицу своей подруги, не разлюбив, однако, мачеху. Падчерица одержима идеей самоубийства, необъяснимой любовью к черепахам и игре на аккордеоне. Она-то и произносит замечательную фразу: "Двое неправильных не могут сделать правильное". Что многое объясняет тем, кто неправильность не желает принимать за таковую.

То, что делает Кустурица - некая масс-культурная разновидность сюрреализма, и без того не очень академичного. Главный герой именно это слово и произносит. Ни с того ни с сего. "Чего?" - переспрашивают. "Сюрреализм", - говорит, и глупо улыбается. И в соответствии с законами жанра слово здесь не расходится с его прямым значением. Если умирающий говорит: "Путь до Луны не близок", значит "Скорая помощь" взлетит и направится в указанную сторону. Предметы и существа из сновидений невозмутимо перекочевывают в реальность. А созерцаемые героями кинофильмы явно пытаются узурпировать место самой "Аризонской мечты". Не то, что экран где-то в углу мерцает, а непосредственно фрагменты классических произведений подмонтирует режиссер в свою ленту. А потом еще в жизни персонажей ситуация повторяется. Или - давно уже перестали смотреть герои фильм, пошли по делам, а все звучит текст из него, диалоги - образ продолжает борьбу за место в сознании зрителя.

"Мечта", разумеется, не совсем похожа на предыдущие и последующие работы Кустурицы. Здесь нет невероятного количества действующих лиц, собираемых для югославских сюжетов, среди которых и главных-то назвать затруднительно. Голливудская и французская модели кинофильма обуздала славянскую стихийность. Главные - должны быть! Проработка, так сказать, характера - тоже. А поди проработай, когда их 20 или 30 непрерывно перед глазами мельтешит. Кустурице-то, наверное, и не совсем понятно - зачем прорабатывать. Посему - сценарий писал некий француз, режиссеру принадлежит лишь идея. Получилось вполне элегантно и пристойно. А Кустурице, за покладистость, надо полагать, была в будущем обеспечена могучая поддержка французских и американских студий, что в разоренной войной стране - фактор решающий. Через два года, например, так и вовсе главный приз в Каннах отхватил…

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Галкин не врубился


Один из лучших фильмов, которые я видела. По духу напоминает "Невыносимую легкость бытия", но с более этническим уклоном. Прелесть Кустурицы в том что он уже по образу своих мыслей далек от евроиейских стандартов. Советую посмотреть все остальные его фильмы, а после еще раз пересмотреть вышеназванный, может тогда станет понятнее идея. Но то? что "не врубился" - это в самую точку:)


В том, что Кустурица отправляется в Америку и снимает на американские сюжеты, безусловно, есть момент эскапизма. Но надо быть к Кустурице сниходительнее - шла страшная война, он не очень понимал как к ней относиться и как о ней снимать. Потом понял и снял замечательный (я настаиваю, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ) фильм "Андерграунд".
Дядя Жора
u_zhora@rambler.ru


Галкин: На предмет "посмотреть остальные фильмы" - это уже наглость и мания величия...


галкин, галкин.....ээээх...


Абстлютно точная оценка фильма - я все искал причину, почему фильм получился таким "неживым" и "недобрым", почему герои не вызывают сочувствия. Теперь все понял - из-за инфантилизма. А у нас в России есть почти все что угодно, но вот с инфантилизмом Бог миловал... Потому и не зацепило

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования