Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Ангел-истребитель" (Испания-Мексика, 1962)

Режиссер -
Луис Бунюэль

В ролях -
Сильвия Пиналь, Энрике Рамбаль, Жаклин Андере, Хосе Бавьера, Клаудио Брук


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 8

Актерская игра - 9

 

Почему-то именно в этой работе Бунюэль решил прибегнуть к мистификации (наверное потому, что после нескольких десятилетий вынужденных компромиссов с продюсерами вновь вернулся к своей коронной сюрреалистической манере). В титрах белым по черному указано, что это некий дополненный вариант кинодрамы Бунюэля и Луиса Алькориса "Потерпевшие бедствие с улицы Провидения". Хотя таковой ни в фильмографии режиссера, ни в списках нереализованных его проектов не числится. Во всех же справочниках указывается, что сценарий создан по мотивам пьесы друга и попутчика Бунюэля Хосе Бергамина "Потерпевшие кораблекрушение". Что тоже мало соответствует истине.

Бергамин в самом деле работал в то время над пьесой, первоначально называвшейся "Ангел-истребитель". Но вскоре отказался вначале от названия, а затем и от окончания работы. А рачительный Бунюэль тут же, по-приятельски, умыкнул с самого начала нравившееся ему название.

Знатоку творчества Бунюэля в этой работе прежде всего бросится в глаза двойственность натуры кинорежиссера. Он одновременно жутко консервативен, но и следит за модными веяниями. Только слепой не заметит, что богатый букет "Ангела" вырос из скромного саженца "Золотого века", снятого 32-я годами раньше. Та же высокомерная светская тусовка, третирующая низшие сословия, те же малоуместные в социальной сатире сюрреалистические прибамбасы, вроде нестандартных животных, бродящих по дому (в "Золотом веке" на кровати валяется корова, как левретка или кот, тут по дому бродят медведь и овцы). Но бунюэлевский фильм 62-го года больше похож на экзистенциалистскую пьесу, нежели на традиционный продукт сюрреалиста. В 70-х знаменитый Вуди Аллен написал ряд пьес-пародий на сочинения модных экзистенциалистов. Очень похоже на "Ангела".

Фильм начинается прямо и в лоб, без долгих хрестоматийных интриг и завязок - слуги срочно покидают буржуазный дом, даже под угрозой увольнения, даже если ночевать негде. Никто ничего не объясняет, но звучат фразы, типа: "Не стоит оставлять их." "Об этом нужно было думать раньше." Расфуфыренные гости приходят все сразу, как в сказке (пардон - как в экзистенциальной драме) - и мышеловка захлопывается...

Я уже писал в "Андалузском псе", что образное мышление Бунюэля не очень витиевато и не очень радикально истребляет "промежуточные связи" между метафорами (что законы жанра требовали строго). Все достаточно прозрачно. Какие дамы в "Ангеле-истребителе"! Там старому солдату (вроде меня) долго перебирать не придется. На первом же декольте так разволнуешься... Но при этом ведут себя все (и доны тоже) как свиньи. Кто-то намекает, что надо бы вскоре вспомнить "специфические развлечения", а ему: "Тс-с-с...". Хозяйка одного умопомрачительного декольте описывает аварию: "Месиво в вагоне третьего класса меня не смутило. А вот профиль умирающего князя... Бедняки менее чувствительны к боли." Позже, в трудную минуту, хозяин извлечет наркотики - сахару на два дня, а этого добра дольше хватило. Словом, зрителю никак не должно быть жалко персонажей.

А они попали в деликатную ситуацию. Все понимают, что пора уходить, но подойдя к порогу гостиной необъяснимо и иррационально забывают о правилах приличиях. И дело затягивается на много дней. Заканчивается вода, еда, один из гостей умирает от отсутствия сердечных стимуляторов и вскоре к запаху (пардон...) роскошных дам без душа прибавляется вонь разлагающегося трупа... Бунюэль мастер такого рода штрихов!

Войти сюда тоже нельзя - у полиции, родных и зевак столь же необъяснимый страх переступить некую границу, так что между тротуаром и порогом гостиной возникает своеобразная полоса отчуждения.

"Потерпевшие" буржуа - и без того не обремененные излишней моралью - пускаются во все тяжкие. Параллельно с растерянностью и беспомощностью растет чувство вседозволенности и агрессивности. Кто-то норовит убить хозяина, полагая, что тот заманил их в ловушку, кто уже наложил на себя руки, кто-то творит сатанинские и каббалистические обряды, а кто-то призывает Бога (почему-то в еврейской транскрипции)...

Наконец происходит некое чудо - гости располагаются в комбинации начала приема, когда они единственный раз были искренни, что ли, слушая сонату Скарлатти. И страх перед неодолимым рубежом исчезает.

Все на радостях заказывают благодарственный молебен, по окончание которого священнослужители понимают, что не могут выйти из храма. А народу-то в церкви поболее, чем в доме синьоре Нобиле (так звали хозяина). Да еще на улице начинается стрельба...

Хорошо, что режиссер на этом и остановился. У него и без того с церковью были натянутые отношения.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ОТЛИЧНЫЙ ФИЛЬМ!


А у меня последних 10 минут не было :(( На кассете места не хватило. Буду искать снова...

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования