Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Амаркорд/Amarcord (Италия-Франция, 1973)

Режиссер -
Федерико Феллини

Авторы сценария -
Федерико Феллини, Тонино Гуэрра

Композитор -
Нино Рота

В ролях -
Бруно Дзанин, Магали Ноэль, Пупелла Маджио, Армандо Бранчиа, Чиччо Инграссиа, Нандо Орфеи



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 OZON
 Federico Fellini Internet Fan Club


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 9

Актерская игра - 9

 

"Амаркорд" - это некая ось, золотая середина фильмографии Феллини: и хронологически, и количественно, и творчески. Разделенная таким образом фильмография в самом деле приобретает симметричность, зеркальность: "Казанова" (1976) похож на "Сатирикон" (1969). "Город женщин" (1980) на "Джульетта и духи" (1965), "Джинджер и Фред" на "Белого шейха" (1952). Но похожи только формально, жанрово: историческая тема, мистическая тема... После "Амаркорда" произведения Феллини строились иначе и рассчитывались (наберусь наглости это утверждать) на иной эффект, нежели работы 50-60-х.

Загадочное, непереводимое название фильма - анаграмма из четырех слов: любовь, смерть, что-то еще... Исповедальный жанр, словом, так и напрашивается. Но понятие "исповедальный" к феллини никак не применимо. Да и "мемуарный" тоже. Тем не менее, это воспоминания - об отрочестве, о 30-х.

Начинаешь смотреть и сразу возникает ощущение "дежа вю". Как минимум половину из показанного уже видел в сжатом виде в "8 1/2" - ядреные бабы, снисходительно обучающие подростков искусству любви, смешные священники, провинциалы со странными увлечениями... Все это, действительно, по кусочкам, по мелочам было рассыпано в работах раннего Феллини. По кусочкам - не потому что робел или сомневался. Маэстро ранее так и работал - мозаично, импульсивно, анархично. Вроде бы один персонаж, одна жизнь, одна идея, но сформулировать эту идею не всегда и удается-то. Столько всего понапичкано, такие прыжки в стороны, такое количество народу забегает в кадр и тут же убегает из него, что это парализует всякую возможность воспринимать фильм аналитически. В лучшем случае маэстро предлагает 3-4 произвольных фрагмента такой вот жизни (как в "Ночах Кабирии" (1957)), а мы, получив примеры отношения персонажа к той или иной ситуации, должны угадать весь образ, весь характер, всю жизнь полностью. Это, повторяю, в лучшем случае.

Начиная с "Амаркорда", Феллини стал, с позволения сказать, классическим. Примирился с линейным повествованием, стал доводить все до конца, обнаружил достоинства у логики и детерминации. Если "Амаркорд" был экспериментом, разведкой, то он блестяще себя оправдал. (Можно не признавать позднейшие фильмы Феллини, но сам "Амаркорд" - необсуждаемое явление.)

Словом, итальянская провинция, 30-е, культ личности Муссолини, чернорубашечники становятся все наглее и агрессивнее. Можно представить, что снял бы на таком фоне любой другой режиссер. (Наши, кстати, тоже эпоху Сталина изображают каким-то средневековьем...) Но Феллини работал честнее, что ли, своих (и опять же наших) коллег и соотечественников. Эпоха его юности не содержит неизбывной трагичности. Есть эксцессы - да, но жизнь идет, она не сильно-то изменилась в своих повседневных проявлениях. Тот же ритм, те же заботы и радости, те же шизы. тот же юмор. Даже расправы фашистов с несогласными носят комический характер - например, напоить касторкой. С натурализмом у маэстро, как и у всех итальянцев, конечно, перебор. Но своим светлым взглядом на жизнь он нейтрализует даже это.

Впрочем, излагать содержание работ "зрелого" Феллини не менее проблематично, нежели содержание ранних. Затрудняешься даже при определении ролей первого плана - ну, сам герой-подросток, ну, знойная взрослая синьора, в которую он смертельно влюблен, ну, родители... Хотя родители уже не совсем тянут на этот статус. Есть ведь еще друзья-балбесы, учителя, соседи, родня, местные чудаки. Все в узле, но во все стороны торчат концы веревок. Все не менее многолюдно, шумно и эксцентрично, нежели в первых работах. Но - возможно - у зрелого человека и режиссера сработал пресловутый "синдром Пастернака": "впасть, как в ересь, в неслыханную простоту". Феллини (я так думаю...) решил наконец снимать "народное" кино - что у него встречалось лишь намеками в самых ранних фильмах. И никому от этого хуже не стало. Лично я одинаково люблю его работы по обе стороны "Амаркорда".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Уррра! Наконец-то снова Феллини! ОБОЖАЮ ФЕЛЛИНИ! "Амаркорд" понравился с первого взгляда. Я, наверное, никогда еще так не ржала (простите!), как когда некий горожанин рассказал, почему Градиску называют Градиской, когда тот бедолага надрывался, пытаясь поднять табачницу и еще много чего, и в то же самое время плакала, когда пошел снег и прилетел павлин, когда Градиска и тот парнишка (забыла имя) разошлись в снеговом лабиринте и на последних кадрах свадьбы. Потрясающий фильм. Я не поклонница "народного" кино вообще, но вот у этих итальянцев (Феллини и Пазолини) получалось просто шикарно. Такое буйство красок, звуков и образов, любовь с своим корням (несмотря ни на что) и такая..не знаю, как сказать, документальность, что ли - картинка у Феллини оживает. Я только не согласна в смысле "неслыханной простоты" - мне "Амаркорд" таким не показался. Тот же снег летом, павлин, белый бык в тумане - все это для меня пока требует осмысления. Надо будет пересмотреть. А интересно, итальянцы в 30-ых действительно были такими, как в "Амаркорде", в 70-ых - как в "Риме", а в XVIII веке - как в "Казанове"?


Дядя Жора пишет. Значить, приехал Тинто Брасс (не уверен, что ставлю в его фамилии адекватное количество "с", но какая нафиг разница) на московский кино, понимаешь, фестиваль. Его, натурально, спрашивают, зачем он, вообще, приперся. Это серьезный фестиваль, а не "Hot'd Or" какой ни будь (вышеназванное - это такое сборище старых порнушников). У нас сам Феллини за "Восемь один слэш два" премию получал и, между прочим, из рук самого Чухрая. А наглая итальянско-одесская морда, похабно косящая под Хичкока, отвечает, вся такая на понтах: "А вы, вообще, "Амаркорд" Феллини видели?". И все затыкаются. Большая часть доморощенных киножурналистов потому, что не видели. Остальные лихорадочно начинают думать. И я вместе с ними. Вот если на одну чашу весов свалить все тинтобрасссовские ретро-порно-шлягеры (Интермедия: звонок другу. "Назови пяток фильмов тинтобраса, а то я названия плохо запоминаю" - "Окей: "Паприка", потом... "Шалунья", потом... "Салон мадам", потом... "Черный ангел" - "Спасибо, достаточно!"), а на другую чашу, соответственно,"Амаркорд", то последний, пожалуй, перевесит. Потому что говна, мастурбации и онанизма (это одно и то же, или нет? я что-то подзабыл), толстых итальянских задниц, волосатых итальянских подмышек, потных итальянских... подмышек, пердящих после спагетти итальянских... задниц и прочих прелестей итальянской порнушной жизни в "Амаркорде" будет поболе, чем во всем тинтобрасе вместе взятом. Необходимое пояснение: я вообще люблю итальянское кино, люблю Феллини, но особенно люблю «Большую жратву» Марко Феррери. И запредельное количество физиологических отправлений в этом фильме меня не смущает. Потому что в фильме про смерть от обжорства (и конкретных людей, и всего нашего общества) без этого никак. А вот когда в фильме «Фанни и Александр» шведский дядечка перед детьми пердит – это меня несколько смущает. Но в вышеназванном фильме помимо пердежа есть еще много чего. А у Феллини – не пердят, так мастурбируют, не мастурбируют, так онанируют, или нюхают потные подмышки, или щупают толстые задницы, или пердят. Или ссуться в штаны. Или пьют касторку и срутся в штаны. Дико извиняюсь за жаргонизмы, но по другому про этот фильм не получается. Процесс создания этого фильма я вижу следующим образом, - эдакие Феллини и Гуэрра сидят на диване и вспоминают, какие у них самые яркие впечатления из детства. Гуэрра: -ну, я помню как один мужик обоссался! Феллини: -да, да, чувак! Обоссаться, это, типа, круто! А я помню, как один мужик обосрался! Гуэрра: -да ты гонишь, баклан! Не мог ты, точилка, такого видеть! Если только ты сам обделася… И у одного из них на майке написано «Metallica”, а у другого «AC/DC». А когда они начали вспоминать, чем они в детстве больше всего занимались, то Гуэрра сказал «мастурбацией», а Феллини сказал «онанизмом». А еще они смотрели фотки голых телок, соревновались, кто громче пернет и ковырялись в носу. Я совершенно серьезно заявляю, - если бы у двух американских бакланов с MTV был любимый фильм, то это был бы «Амаркорд» Феллини. Пресловутого белого быка они бы проматывали. Поражает вот что. Феллини затрагивал в своих фильмах темы весьма и весьма щекотливые – например проституцию в «Ночах Кабирии». Но это такой фильм, что над ним бырышни-курсистки плачут. Молдавским и украинским школьницам этот фильм надо в превентивном порядке показывать, чтоб им неповадно было вдоль обочин стоять и мерседесы тормозить. Та же тема в «Риме» – это просто какой-то фильм ужасов. Бордель для бедных похож на морг, по которому, среди кафельных стен, гуляют ожившие трупы. Бордель для богатых тоже жутковато выглядит. А в этом фильме мы не имеем ни хрупкости и тонкости «Ночей Кабирии» и «Сладкой жизни», ни инфернального душка «Джульетты» и «Рима», ни псевдодокументализма первой части «Города женщин». Мы имеем тинтобрасссовское смакование выше уже указывалось, чего. Вот какой момент еще надо отметить – мне «посчастливилось» прочесть сценарий этой фильмы. Так там была сцена, где ассенизатор нырял в канализацию за брильянтовым колечком графини (ни того, ни другой в фильме не осталось). И там он, понимаешь, и брасом, и кролем, и вольным стилем, и по-всякому. Но колечко нашел. И довольный пошел домой через весь город, весь в говне. Вот этого человека из говна Феллини из окончательного сценария вымарал, зато вставил сцену группового рукоблудия в автомобиле. То есть Гуэрра больше любил какашки, а Феллини больше нравилось ходить в кружок «умелые руки». Как Феллини дошел до жизни такой? Ну так спасибо Тонино Гуэрре. И «Ностальгию» Тарковского он изгадил. И этот фильм запорол. В одной из сцен «Рима» молодого человека спрашивают: «скажите, а война будет?». Я не знаю, как пишется по-итальянски слово «война», но произносится точно так же, как фамилия сценариста фильмов «Амаркорд» и «Ностальгия». И парень, тот самый, который в конце сватается к проститутке, чтобы ее «спасти», говорит – «будет Гуэрра. Обязательно будет. Будет очень много Гуэрры, мало не покажется никому!». Честное слово, лучше бы они с Феллини друг друга вообще не встречали…


Еще от Дяди Жоры/Тут недавно сигнор Гуэрра был на нашем телевидении, в гостях у бороды в очках по фамилии, кажется, Максимов. Так этот полусонный пузан говорит Гуэрре: -расскажите о Феллини, как вы с ним работали? Гуэрра: -хорошо работали, не жалуюсь. Борода в очках: -ну а каким человеком был Феллини? Гуэрра: -о, у него было отменное чувство юмора! Пузо: -как здорово! как прикольно!расскажите нам об этом скорее! Гуэрра: -ну, однажды Феллини приехал в Нью-Йорк, пошел погулять и захотел отлить. А вокруг ни одного общественного туалета. И вот он мечется по Нью-Йорку в поисках туалета и ему все больше хочется отлить, и у него уже вот-вот лопнет мочевой пузырь, и тут он видит вход в метро. Он бросается туда, думая, что под землей найдется если не туалет, то, хотя бы, укромный какой ни будь угол. Он спускается, уже практически лопаясь, а ему навстречу огромный злой негр. Идет прямо на него и так злобно ему подмигивает. Феллини бросился к выходу, поскользнулся на лестнице, упал и обоссался. Вот, какое у Феллини было чувство юмора. Пузо: -большое, огоромное человеческое спасибо за этот потрясающий рассказ. Цитата закончилась. Комментарии, как говориться, излишни
P.S. А в свободное от восспоминаний о великом время Гуэрра проектирует фонтаны. Старик Фрейд просто уписался бы, если бы узнал

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования