Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

Альфавиль/Alphaville (Франция-Италия, 1965)

Режиссер и автор сценария -
Жан-Люк Годар

В ролях -
Эдди Константин, Анна Карина, Аким Тамиров, Говард Вернон, Ласло Сабо



Ссылки
 IMdB
 ВидеоГид
 OZON
 Kinomag.ru
  The Godard Experience


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 5

Актерская игра - 7

 

Если Годар снимает антиутопию - это будет крайность жанра. Анти-антиутопия.

Для истории, произошедшей в городе-оплоте технотронной цивилизации в какой-то иной галактике, ему вполне хватило Парижа. Ни одной декорации не возвел, ни единой наукообразной мелочи дизайнерам не заказал. Улицы, коридоры, лестницы... Трудно вообще представить более обыденное и скупое кинозрелище, нежели "Альфавиль". Студенты киновузов на втором курсе побогаче обставляют свои работы. Ну вот даже камерой не побаловался, фильтры там всякие, вверх ногами и пр. не восстребовал.

Разве что люди ведут себя по-инопланетному, по-иноцивилизованному. Говорят "да", а мотают головой как "нет", и наоборот. По всякому поводу частят: "Хорошо, спасибо, пожалуйста". Номера сзади на шее. Расстреливают на краю бассейна за "нелогичность" - например, разрыдался кто-то на похоронах жены - а потом нимфы в купальниках добивают раненных и исполняют ритуал в стилистике синхронного плавания. Все стоимостью пару тысяч франков, да еще на черно-белой пленке. (Главный электронный мозг - вообще вентилятор какой-то...)

Единственное слабое звено в этом царстве порядка и безупречности, как водится, дочь диктатора - ученого, чем-то обиженного на землян и основавшего новую цивилизацию для завоевания "внешнего мира". Анна Карина, тогда жена режиссера, пожалуй, единственное, что в фильме предназначено для зрения. Я и не думал, что она может быть столь красивой и сексуальной. Используя ее девичье воображение и чувственность, помятый жизнью Эдди Константин и добивается своего - рушит это средоточие бесчувственности и экспансии.

Пусть меня забросают каменьями, но Годар здесь просто глумится. Не над зрителями, но побочно получилось, что и над ними тоже. Когда много лет подряд читаешь, что "Альфавиль" - классика антиутопии, просто обидно становится за человечество.

Годар был не только кинематографическим радикалом, но и социальным. Если ему что-то и нравилось, то с оговорками и недолго. Здесь-то он как раз на всю катушку поглумился и над современным мироустройством, и над современным кино.

Когда узнаешь, что в Альфавиль прибыл Иван Джонсон из "Фигаро-правды", чтобы написать статью о профессоре фон Брауне - все сразу становится ясно. Потом еще выясняется, что фон Браун на самом деле Леонард Носферату, а Джонсон - агент 003 (!), но хотя бы с ортодоксальными французскими именем-фамилией (да и то по-моему в переводе получается Свиньин). Рассуждая о "социальной базе" Альфавиля, закадровый голос сообщает, что очень хорошо прижились здесь, приняв рациональную механистическую догму, "шведы, немцы и американцы". А вот у прочих - не заладилось...

Можно сказать так - истинный француз Годар (хотя он по-моему совсем не француз) сюжетно глумится над современным космополитизмом, а визуально - над коммерческим, традиционным кино. Вот эта бедность картинки, наверное, призвана продемонстрировать, что такое работы антагонистов Годара - хоть антиутопии, хоть "черные детективы" - без наворотов, спецэффектов, дурацких футурологических костюмов. Пустота и скука, штампы и убогость. Ну ладно - нате вам навороты, говорит Годар, воткнул пару раз, ни к селу, ни к городу, негативное изображение. А что изменилось? Ничего. Та же убогость и скука. Глумится Годар, друзья мои, глумится. У него, кстати, даже не поймешь - действительно ли все это происходит в другой галактике или где-то в Европе. Вон в финале спаситель пообещал даме всего одну "галактическую ночь" дороги - и дома. А сам сел в какой-то "Форд" и порулил... Я понимаю - специфичная образность и так далее. Но как-то уж совсем примитивно. Режиссеры класса Годара к такому примитиву не прибегают и таких промахов не совершают. Их совершают те, кто долдонит о "классике антиутопии".

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования